240 лет назад в Санкт – Петербурге в семье графа Петра Андреевича Толстого родился мальчик которого родители нарекли Федором. Думаю, нет нужды объяснять, что графский род Толстых был одним из знатнейших и многочисленных в России, давший нашей стране огромное количество выдающихся государственных деятелей и людей, оставивших заметный след в русской культуре. Достаточно сказать, что Фёдор Петрович Толстой о котором мы сегодня говорим, был родным дядей писателю Алексею Константиновичу Толстому (создатель знаменитой повести «Князь Серебряный» и соавтор образа Козьмы Пруткова)и двоюродным Льву Николаевичу Толстому.
Как это было принято в знатных дворянских семьях, мальчика с детства готовили к военной карьере. Однако начальное образование он получил в Полоцкой иезуитской коллегии, где наряду с общеобразовательными предметами много внимания уделялось художественному воспитанию учащихся. Возможно, именно тогда в нем проснулся дар художника.
В 1798 году Федор поступил в одно из лучших учебных заведений, существовавших в то время Морской кадетский шляхетский корпус, который блестяще окончил в 1802 году.
В 1802 году Толстой стал вольнослушателем петербургской Академии художеств, причем занимался сразу на двух отделениях живописи и скульптуры.
Его преподавателями были живописец Орест Кипренский и один из самых выдающихся скульпторов конца 18 века Иван Прокофьев.
Оба мастера были ярыми приверженцами классицизма и привили своему ученику восхищение и преклонение перед искусством античности.
Молодой человек был настолько успешен как в рисунке, так и в скульптуре, что им заинтересовался сам Государь Император Александр I, который позволил ему работать в Зимнем дворце, а позже предложил место придворного скульптора.
Толстой вошел в историю русского искусства, как непревзойденный мастер горельефов, которые он делал из воска на зачернённом стекле
В 1809 году он становится почетным членом Академии художеств. В1810 году женится на Анне Фёдоровне Дудиной, которая стала его музой и постоянной моделью для женских фигур в стиле античности
Наибольшую известность Толстому – скульптору принес цикл барельефов прославляющих победу над наполеоновскими полчищами. Вот что он сам писал об этом:
«Я русский и горжусь сим именем — желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить её, я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней вдохновила меня передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского»
Все 20 барельефов были выполнены в присущей скульптору аллегорической манере
Эти и другие медальоны работы Федора Петровича Толстого сегодня можно увидеть в Эрмитаже Русском музее и Третьяковской галерее.
Еще один замечательный цикл его Барельефов это иллюстрации к «Одиссее» Гомера
В 1820—1828 Толстой преподавал в медальерном классе Императорской Академии художеств. В 1828 году был избран вице-президентом Академии.
На этом посту сыграл важную роль в судьбе Тараса Шевченко, сначала добившись его освобождения от крепостной зависимости, а затем освобождения от воинской службы и разрешения на обучение в Академии.
Занимаясь преподаванием Толстой не оставлял и творчество. Он много работал, как скульптор
и как живописец
С 1846 по 1851 годы, уже, будучи более чем в преклонном возрасте Толстой по личной просьбе Императора Николая I участвовал в работе над созданием Храма Христа Спасителя в Москве. Им были выполнены 52 лепные фигуры для 12 дверей, ведущих в главный Храм России.
Как известно в 1931 году Храм был взорван и воссоздан в канун 2000 Рождества Христова.
Толстой Федор Петрович прожил большую и наверное счастливую творческую жизнь и скончался 13 (25) апреля 1873 года в возрасте 90 лет.
Похоронен на семейном участке на Лазаревском кладбище Санкт – Петербурга
Вот такая история жизни замечательного скульптора. Питерские некрополи это совершенно уникальное явление и если вы хотите узнать о них побольше, и конечно о людях, которые здесь похоронены, заходите почаще на наш канал.