В Евангелии говорится, что не надо бояться убивающих тело, но не могущих убить душу, но надо бояться того, кто может и душу, и тело погубить в геенне огненной. Что означает эта фраза, рассказали иерей Игорь Сильченков и архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
Игорь Сильченков, иерей:
В Евангелии сказано «не бойтесь», то есть говорится о страхе. Страх — это либо созидательная сила, либо разрушительная. Кто может погубить душу? Конечно, бес. Но бес действует там, где ему попущено Богом. Здесь речь идёт о том, что мы должны бояться контакта с бесами, то есть попасть под влияние бесов через грехи. Именно через грехи мы становимся рабами бесов.
Мы так же должны испытывать страх перед Господом — бояться грешить, бояться того, что душа наша погибнет. Такой страх будет в нашей душе созидательной силой. Поэтому мы будем стремиться к молитве, покаянию, духовной жизни… Это всё — созидательная сила.
А если мы будем бояться всего того, что нас убьёт — бактерий, болезней, погодных катаклизмов, людей — это будет страх суетный, страх разрушительный. И он будет оставлять нас дома, потому что мы будем бояться выходить, бояться трудиться и делать какие-то добрые дела.
А если бы мы не боялись, если бы мы вышли из дома и пошли в храм, то Господь бы нас сберёг. Потому что, как написано в Евангелии, даже волос с нашей головы не упадёт без воли Бога. Господь хранит нас.
Поэтому бояться надо гибели своей души, а не тела. Тело всё равно погибнет тогда, когда Господь это управит. Разлучение души и тела рано или поздно произойдёт. Какой смысл бояться неизбежного?
В таком случае почему же в вечерних молитвах мы просим: «Господи, избави мя от человек некоторых»? Здесь речь идёт не о людях, которые теоретически могли бы нас убить. Это скорее относится к тем людям, которые могут нам повредить духовно.
Ведь неслучайно в молитвах мы просим не о спасении нашего физического тела, а о спасении души.
Мы просим, чтобы Господь избавил нас от людей, которые могут вовлечь нас во грех. Чтобы душа наша не погибла.
Мелхиседек (Артюхин), архимандрит:
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что люди сейчас живут так, как будто никогда не умрут, а умирают так, как будто им не придётся жить. Иными словами, живут по принципу: после меня хоть потоп. Это он сказал ещё в девятнадцатом веке.
Нужно ли бояться физической смерти? Кому-то, вероятно, нужно. Потому что это будет подведение итогов прожитого. И необходимо покаяние, хотя бы такое, как у разбойника, который был распят по правую руку от Христа.
Бог стучит в дверь нашего сердца до последнего. Но ручка этой двери находится только с нашей стороны. Только сам человек может открыть эту дверь. Он сам должен сделать выбор. Невозможно насильно заставить человека верить, любить, творить добро, быть верным, быть милосердным…
Если человек жил только земным и не верил в жизнь вечную, то в конце жизни он приходит к тупику. Была у него жизнь, и вот она кончается. И это очень страшно. Потому что человек видит не дверь в вечность, он видит сплошную стену, о которую можно разбить голову... Это — о человеке, который живёт без Бога.
Фёдор Михайлович Достоевский писал, что ад — это страдание о том, что невозможно любить. Но такая возможность нам даётся при жизни. Собственно, для того и даётся земная жизнь. А смерть — это просто итог.
Святой Василий Великий сказал, что, то, что не началось здесь, не начнётся и там. А то, что началось здесь, там будет продолжаться и умножаться.
У нас с вами ещё есть время. У нас есть возможность сделать выбор в сторону добра, любви, человечности...
Ещё статья: Почему бесам нужна наша погибель? Объясняет священник.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение