После введения потолка цен на российскую нефть, у поставщиков нефти начали возникать проблемы с её перевозкой. Оказалось, что имеющегося танкерного флота у западных компаний недостаточно, чтобы полностью удовлетворить свои потребности.
По данным издания Bloomberg, Россия в 2022 году потратила $2,2 млрд на формирование теневого танкерного флота, чтобы обойти санкции. Переход нескольких сотен танкеров под российских контроль привел к дефициту танкеров в Европе.
Этим воспользовались владельцы танкеров. Они резко повысившие цены на услуги перевозки грузов и в результате стоимость фрахта танкера. По данным транспортной компании TORM, которая владеет своим парком танкеров, цена перевозки нефти через Атлантику в январе 2023 года выросла к январю 2022 года с $10 тысяч в сутки до $55 тысяч. Прибыли транспортных компаний, перевозящих нефть, выросли на 400-500%.
Резкое повышение цен на транспортировку нефти увеличило расходы Европы на импорт нефти и дизельного топлива. Кроме того российская нефть теперь попадает в Европу через Индию. Это увеличивает маршрут в несколько раз.
По оценкам Bloomberg, прошлогодняя скупка танкеров, которые ранее принадлежали европейским, азиатским и ближневосточным компаниям привела к тому, что на начало 2023 года Россия стала контролировать 15% общемирового танкерного флота.
Этот флот обеспечивает интересы российских компаний и покупателей российской нефти. В общей сложности, по данным торговой компании Trafigura, в распоряжении России находится 400 танкеров различного класса.