Найти тему

Чем недоволен Плющенко. Разбор выступлений фигуристок на Первенстве России

Здравствуйте. Накануне Евгений Плющенко изверг гневную, по содержанию, тираду по поводу судейства в фигурном катании.

Тема не новая, но, к сожалению, всё ещё актуальная. Плющенко потребовал равного отношения ко всем участникам соревнований, т.к., по его мнению, судьи были чрезвычайно дотошны к его фигуристкам, но не ко всем другим.

Хорошо бы вести обсуждение предметно. Тогда давайте разберём выступления юниорок на прошедшем Первенстве и составим своё мнение.

Растекаться в рассуждениях о второй оценке не нахожу смысла, т.к. эти фигуристки примерно одного уровня, хорошего юниорского катания, поэтому должна решать, в первую очередь, техническая оценка. Вот её и изучим. Ознакомившись с прокатами и протоколами первой четвёрки итоговой таблицы, можно вынести такие наблюдения.

Короткие программы в основном не обнаружили никаких прямо откровенных нестыковок. Поэтому проанализируем, главным образом, программы произвольные. У Софьи Титовой техническая оценка в основном характеризуется не высокими гое за некоторые хорошо исполненные элементы, эти оценки могли бы быть выше. А техническая бригада, на мой взгляд, совершила две неточности в отношении проката Софьи:

Не заметили недокрут в четверть на тройном акселе в каскаде с двойным тулупом:

-2

Стоп-кадры направления прыжка и его приземления.

-3

Ошибочно поставили «птичку» на четверном сальхове с падением. Здесь та же четверть:

-4

Момент начала отталкивания в прыжок и его приземления.

-5

Резюмируя оценку проката, можно прибавить суммарно несколько, порядка трёх, баллов гое к некоторым прыжкам и вращениям; оценки недокрутов дают примерно равный плюс и минус. Т.о. в итоге имеем 82,45 баллов, минус балл за падение, дают 81,45 баллов за технику произвольной программы Софьи Титовой, плюс 28,86 баллов техники в короткой программе дают 110,31 в сумме. Нужно отметить, что в короткой программе Софья допустила срыв каскада, а по баллам это очень ощутимая недостача для короткой программы. В произвольной ей нужно было отыгрывать солидное отставание от визави в лице Марии Гордеевой. Давайте немного изучим произвольную программу Марии, чтобы понять, насколько объективно, что Софья не обыграла Марию, по мнению судей.

По четверным прыжкам Гордеевой у меня нет разночтений с судьями. Тулуп недокручен, но не настолько, чтобы понижать его базовую стоимость. Сальхов выглядит очень подозрительно, но, по моему мнению, честно, что судьи засчитали его докрученным:

-6

Стоп-кадры из прыжка. Недокрут был очень близок, но Гордеева успела поставить конёк в острый угол от направления прыжка.

-7

Гораздо больше вопросов у меня возникло от просмотра тройных лутцев Марии Гордеевой. Они заслуживают отметки неясного ребра:

-8

За это снимем 2,36 баллов с оценки в произвольной и 1,18 в короткой. Итого техническая оценка Гордеевой могла бы быть: 38,05 плюс 81,97 минус 2,36 минус 1,18, равной 116,48 баллов. Это выше, чем 110,31 балла Софьи Титовой. Да, по моему мнению, Титова могла рассчитывать на более высокие оценки и могла получить гораздо меньшее итоговое отставание от Гордеевой (не 12, а 6 баллов), но в итоге объективно, что по сумме программ Гордеева удержала преимущество над Титовой, в чём есть спортивная логика, т.к. Гордеева показала произвольную программу не намного проще, чем Титова (у Титовой удачно исполнены один четверной сальхов и два тройных акселя, а у Гордеевой сделаны два разных четверных прыжка).

А теперь посчитаем, насколько закономерно отставание Вероники Жилиной от Алины Горбачёвой.

По произвольной программе Вероники Жилиной я не согласен с судейскими оценками по двум элементам.

Тройной аксель недокручен и, хоть и на небольшую, но галочку:

-9

Стоп-кадры

-10

А вот на тройном тулупе, где судьи нашли галку, недокрут в пределах разрешённого. Качество докрута аналогично четверному сальхову Гордеевой, но там судьи недокрут не определили, а тут почему-то ставят.

-11

Моменты отталкивания и приземления

-12

И снова та же ситуация, что у Софьи Титовой – пропущен недокрут в одном месте, но стоит там, где его нет, или он на самом деле меньше. И такую ситуацию я наблюдаю далеко не впервые. Когда судьи даже берутся действовать скрупулёзно и дотошно, похоже, что у них могут возникать погрешности. Быть может, разгадка в том, что они смотрят повторы с одной камеры, прикреплённой на уровне пупка. Или дело в чём-то другом.

Так или иначе, здесь один недокрут примерно компенсируется другим, поэтому примем техническую оценку Жилиной без изменений. 35,03 плюс 87,21 равно 122,24.

У Алины Горбачёвой серьёзные вопросы по качеству прыжков вызывают два каскада. В каскаде из тройных лутца и тулупа, если лутц докручен совсем на тоненького, то тулуп достоин проставления недокрута с понижением его основного числа баллов:

-13

Стоп-кадры

-14

Такая ошибка вычтет из оценки 0,92 балла базы и 1,77 балла гое, всего на элементе 2,69 балла.

Ещё больше изъянов имеет каскад Горбачёвой из тройного лутца, ойлера и тройного сальхова. Ойлер – это прыжок в один оборот с хода назад, с отталкиванием наружным ребром одного конька и приземлением на внутреннее ребро другого. Хотя ойлер содержит всего оборот, но не так-то прост, так как исполняется почти без предварительного вращения, способом энергичного перескока. У Горбачёвой ойлер выполнен технически слабо, с очевидного обычного разворота лицом вперёд. Посмотрите, как Алина, приземлившись из лутца, сначала разворачивается на 180 градусов, переходя при этом с наружного ребра правого конька на внутреннее, и только затем осуществляет отталкивание в прыжок:

-15

Моменты отталкивания в воздух (справа на картинке) и приземления на данном прыжке

-16

То есть данный прыжок у Алины содержит всего четверть оборота в воздушной фазе. Такой трюк при исполнении ойлера судьи должны замечать даже без замедленного повтора и отмечать понижением прыжка с проставлением двойной галки в протокол. Такая оплошность на данном прыжке влечёт снятие его базы и штраф гое минимум в 3 пункта.

Для понимания и сравнения, посмотрим на пример нормального исполнения ойлера. Приведём прыжок Софьи Титовой, как участницы обсуждаемого турнира:

-17

Заметное исполнение с наружного ребра правого конька на внутреннее левого, разница в технике явным образом очевидна.

Также у Горбачёвой в ойлерном каскаде тройной сальхов недокручен более чем на четверть:

-18

Стоп-кадры

-19

Итого за два недокрута в ойлерном каскаде минусуем из технической оценки 5,04 балла.

Тогда в сумме техническая оценка Горбачёвой получается 41,48 плюс 83,32 минус 2,69 минус 5,04 равна 117,07, что ниже оценки Жилиной 122,24. Значит, Жилина в результате показанных произвольных прокатов могла рассчитывать обойти Горбачёву, даже при более низких оценках за компоненты. Ведь Жилина значительно опередила Горбачёву по сложности программы – в зачёт идут три четверных прыжка Жилиной против одного Горбачёвой. Хоть, конечно, это не та огромная пропасть в сложности, которая была между Александрой Трусовой и Анной Щербаковой в Пекине-2022, когда Трусова сделала пять четверных прыжков против двух Щербаковой, притом два сложнейших четверных - лутцы у Трусовой были во второй половине программы, и она по сложности программы превзошла чемпиона в мужском турнире Чена. Однако же, преимущество Жилиной над Горбачёвой по базе достаточно, чтобы задаваться о вопросе объективности итогов Первенства юниоров.

Какой же вывод можно сделать. Полагаю, что Евгений Плющенко вполне имеет основания критиковать такое судейство. В минувший год то и дело можно слышать однообразные возгласы в оправдание странного судейства в фигурном катании: «да, сделано намного слабее, по сложности бедно, но зато качественно и чистенько». На что, как правило, вопрошаешь, а где качественно и чистенько-то? Чистенько с недокрутами? Качественно с прыжками-мутантами? Конечно, не чисто и не качественно. Если спортсмен делает ставку на вылизанное исполнение более простой программы, так и делай её действительно образцово. Даже в таком случае, при действительно отличном исполнении простого контента, спортсмен может быть обыгран тем, кто пусть сделал некоторые ошибки, но превзошёл его в сложности на целую лигу. Такова логика спорта. Но в фигурном катании уже не первый сезон происходит театр абсурда, когда псевдочистые прокаты ценят выше сложнейших и рекордных выступлений более сильных персоналий. На мой взгляд, в такой ситуации спортивное сообщество имеет право потребовать от фигурного катания приведения его турниров к соответствию с принципами спортивных состязаний.

До новых встреч в блоге.