Вплоть до аншлюса Австрии в 1938-м году евреи Вены составляли одну из самых крупных и точно самую блестящую из городских еврейских общин Европы. В количестве более двухсот тысяч, их было свыше 10 % населения города. Если перечислить самые известные имена: Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Теодор Герцль, Стефан Цвейг – это только верхушка айсберга. Даже тренер российских гимнасток Ирина Винер носит фамилию, которая переводится, как "венец", "житель Вены".
Большое количество и высокую общественную активность венских евреев заметил и молодой австрийский художник Гитлер, который описал это в первых главах своей знаменитой книги «Моя борьба». Хотя они работали на процветание города, это стало причиной формирования его антисемитизма.
Как же евреи появились в Вене?
Пускай люди жили на территории этого города многие тысячелетия, первое организованное поселение возникло там в римскую эпоху при династии Юлиев-Клавдиев. В середине 1-го века здесь стал на постой XV Аполлонов легион, который возвел в округе внушительные постройки. Римский военный лагерь оставался там на протяжение столетий, и во время его раскопок парой тысячелетий позже был найден амулет со словами: «Услышь, о Израиль! Господь – наш Бог, Господь един!» Это слова из иудейской молитвы. Кто был неведомый еврей, который его оставил, мы не знаем. Может быть, владельцем медальона являлся легионер, который снял его с хладного тела во время подавления одного из иудейских восстаний.
Поскольку городишко много раз переходил из рук в руки, по-настоящему дети Сиона здесь появились через многие сотни лет. Когда в 9-м столетии Вена перешла от славян и авар к Каролингам, она стала одним из главных центров германской колонизации и столицей Восточной марки – будущей Австрии. Удачно расположенная на Дунае, она была торговым и военным форпостом франков в этих полудиких местах.
С десятого века сохранился документ, который определял права еврейских и христианских торговцев в городе. Но организованная община, по всей видимости, возникла здесь через несколько столетий, когда в 1204-м была построена первая синагога. Это были германоязычные евреи-ашкеназы, чьей родиной являлись рейнские города, изгнанные оттуда погромщиками во время крестовых походов. Император Фридрих II предоставил им ряд привилегий и защищал их ради повышенных налогов, которые дети Сиона платили.
Австрия и на тот момент, и гораздо позже, являлась, своего рода, фронтиром германского мира, форпостом всей христианской цивилизации. Поэтому люди здесь жили гордые, свободолюбивые и упрямые. Может быть поэтому, а может нет, но евреев отсюда изгоняли, а потом приглашали обратно больше, чем в любом другом христианском городе. В 1196-м их громили и изгнали крестоносцы, в 1349-м местные обвинили иудеев в начале чумы, в 1421-м – в поддержке гуситов, в 1549-м – в сочувствии Османской империи, в 1670-м – просто выслали из-за растущего недовольства горожан.
Тем не менее, австрийские герцоги, которые со временем стали германскими императорами, воспринимали детей Сиона, как средство для пополнения своей казны, постоянно их возвращали и не давали подданным чрезмерно их притеснять. При соблюдении строгих ограничений, им давали возможность заниматься финансовой деятельностью, а потом стригли, аки овечек. Фридрих III во 2-й половине 15-го столетия даже получил от своих любящих граждан прозвище «король евреев» за определенную справедливость и отмену очередного изгнания.
Несмотря на все это, Вена была одной из ранних «столиц» еврейского мира. В 14-15-х столетиях здесь проживали так называемые «венские мудрецы» – авторитетные раввины, к мнению которых прислушивались все ашкеназы, независимо от места их проживания. Но со временем это ведущее положение было утрачено. В 1620-м здесь организовали закрытое от всего мира гетто, а его обитателей обязали носить на себе специальные знаки, отличающие их от христиан. Отчасти, ужесточение их правового статуса вызвал наплыв польских евреев, которые бежали сюда от буйства казаков Богдана Хмельницкого.
Мария Терезия, которая правила Австрией в середине 18-го столетия, европейцами считалась либеральной и просвещенной императрицей. Но эта либеральность заканчивалась на евреях, которых она в очередной раз выслала из своей столицы. Однако, при ней в Вене оставили около 500 представителей этого народа – придворных финансистов, ремесленников, видных торговцев и членов их семей.
Тем не менее, ее преемник Иосиф II решил отменить ограничения прошлого и сделал многое для еврейской эмансипации, став предвестником тех реформ, которые навязал европейцам французский император. Особенно, после того, как австро-венгерская монархия совместно с соседями разделила Речь Посполитую. Забрав себе многочисленных евреев Галиции и Лодомерии, первое владение польских королей за пределами собственно Польши, сильнейшая империя тогдашней Европы получила в свое распоряжение крупную еврейскую общину. Тогда, по указу 1787-го года, часть европейских евреев впервые в массовом порядке получили фамилии. Многие из них были искусственными, придуманными чиновниками. Например, фамилии Апфельбаум, Бирнбаум, Розенбаум – так до сих пор можно узнать тех, кто является дальними потомками еврейских галичан.
Следующие австрийские государи продолжали эту политику. Принимаемые ими меры по освобождению детей Сиона от средневековых ограничений опережали законодательство остального крещеного мира. И в результате в конце 19-го века Вена превратилась в едва ли не главный еврейский центр Европы - эмигранты стекались сюда отовсюду. До начала погромов в Российской империи в 1880-х годах в этом городе проживало больше евреев, нежели во всей Германии. От бедности и плохого отношения сюда переехали даже родители психолога Фрейда, потомки нищих галицких хасидов.
Венские евреи были современными просвещенными людьми. Большинство из них придерживались модернистского иудаизма либо являлись сторонниками движения «Хаскала», то есть были намерены стереть религиозные и культурные отличия между собою и европейцами. Тем не менее, даже это многим было не по душе, подтверждением чему являются записки молодого Адольфа.
После поражения Австрии в Первой мировой и распада ее «лоскутной империи» над венской общиной стали сгущаться тучи. Хоть здесь меньшее влияние имела НСДАП, мнение местных бюргеров о своих еврейских соседях было сравнимо с отношением к ним обывателей Третьего рейха.
До поры, до времени, впрочем, никаких серьезных ограничений не было. Но после аншлюса Австрии все изменилось, и тут одним разом было введено дискриминационное законодательство, которое в Германии накапливалось на протяжение нескольких лет. Те, кто мог, постарались уехать: знаменитую семью банкиров Ротшильдов выпустил за границу лично фюрер, хоть и отнял их огромное состояние, за психолога Фрейда заплатила выкуп его ученица Мари Бонапарт. Но основная часть австрийского еврейства навеки сгинула в 1940-х годы.
Ныне во всей Австрии проживает около 10-ти тысяч евреев, и они стараются не отсвечивать, несмотря на режим политического благоприятствования со стороны правительства. Многие осели здесь в советское время, когда Вена стала промежуточным пунктом на пути репатриации детей Сиона в Израиль или при эмиграции в США.