Оценка персонала — актуальный инструмент управления ресурсами
23% компаний в России отказались от планов по найму в 2023 году, свидетельствуют данные исследований, которые провели агентство по подбору кадров для IT-отрасли Atsearch Group и онлайн-сервис «СберЗдоровье».
По данным опроса, поступившим в Forbes, из 350 российских и международных компаний, работающих как внутри страны, так и за ее пределами, наем новых сотрудников в 2023 году планируют 58% компаний. А в апреле 2022 года его планировали 81% респондентов. Снижение показателя — больше 20%.
Это значит, что первоочередной задачей становится удержание эффективных сотрудников, развитие программ горизонтальной мобильности и внутреннего перенайма. В ситуации, когда не планируется расширение штата за счет активного найма с рынка, бизнес заинтересован в том, чтобы грамотно перераспределить ресурсы и сохранить ключевых специалистов. Для этого нужны выстроенная система оценки персонала и программы мотивации и развития.
В тех отраслях, где продолжится наем, а согласно тому же исследованию открытый наем останется в IT, продажах и производственных отраслях, этот тренд подтвердили 58%, 41% и 31% компаний соответственно, нужны компетенции для оценки кандидатов, чтобы не тратить бюджеты компании на нерелевантных соискателей.
- Оценка персонала — это экономия бюджетов на поиск и наем для компании.
Оценка и аттестация: в чем различия
Когда говорят об оценке персонала, возникает два термина: оценка персонала и аттестация.
Аттестация — это система оценки уровня сотрудников по определенным знаниям и навыкам, необходимым для успешного выполнения должностных обязанностей. Это одна из форм оценки персонала, однако противопоставлять эти два понятия некорректно и заменять одно понятие другим тоже не стоит. Цель аттестации — проверить знания сотрудника в профессиональной области и оценить, насколько он соответствует занимаемой должности.
Аттестация, в отличие от оценки, регламентируется Трудовым кодексом РФ. Если аттестационная комиссия приняла решение, что сотрудник не соответствует занимаемой должности, руководитель организации вправе его уволить (п. 3 ч. 1, ст. 81 ТК РФ), а вот на основании результатов оценки сотрудник не может быть уволен или понижен в должности.Оценка персонала — это анализ компетенций, профессионального роста, эффективности работы сотрудника с предоставлением комплексной обратной связи по ее итогам. Информация об уровне квалификации сотрудников, их сильных сторонах и зонах роста позволяет сформировать план развития персонала в подразделениях и компании в целом.
Оценка помогает понять профессиональную принадлежность сотрудника, его эффективность и, что немаловажно, уместность на рабочем месте. Эти знания напрямую будут влиять на благополучие компании, поскольку подсветят возможные негативные последствия. К примеру, невыполнение задач работником из-за недостатка знаний может привести компанию к финансовым потерям, а его неприятие корпоративных ценностей отрицательно сказаться на психологическом климате в коллективе.
- Оценка персонала влияет на бизнес-результат всей компании.
Цели оценки персонала
Каждая компания самостоятельно принимает решение, для чего проводить оценку персонала. Ситуации и запросы вариативны, важно четко формулировать цели — это позволяет подобрать подходящие инструменты, что, в свою очередь, будет экономить ресурсы и обеспечит необходимый результат.
Разные методы оценки помогают решить множество задач: от подбора персонала до формирования кадрового резерва. Если вы качественно анализируете компетенции кандидатов и сотрудников, то сможете поставить цели для профессионального развития, принять решение о назначении на должность и решить другие кадровые задачи.
Наиболее частые цели запросов на оценку:
- Административные. Если нужно подтвердить или найти аргументы для повышения в должности, увеличения заработной платы, обучения или увольнения сотрудника.
- Мотивационные. Если нужно выявить сильные стороны и зоны роста сотрудника, потенциал специалиста или определить его заинтересованность в профессиональном и карьерном развитии.
- Процессные. Если хотите получить обратную связь с разных сторон, укрепить связь между руководителем и подчиненным, выявить конфликтные ситуации.
- Правильно определенные цели оценки — это существенная экономия ресурсов организации.
Преимущества оценки персонала
Оценка персонала — это инвестиции в будущее, которые влияют как на самого сотрудника, так и на бизнес.
Посмотреть программыКурсы по управлению персоналомМетодики и инструменты для всех HR-процессов
Оценка помогает:
- Увеличить производительность. Развивающая обратная связь способна мотивировать сотрудников на повышение результативности, что позитивно сказывается на результатах подразделения.
- Планировать развитие бизнеса и команды. Исходя из стратегических целей компании, анализируя уровень квалификации и потенциал сотрудников, руководитель может подобрать команду необходимых специалистов.
- Снизить текучесть персонала. У компаний, которые дают регулярную обратную связь своим сотрудникам, текучесть ниже, чем у организаций, где не выстроен этот процесс. Обратная связь по сильным сторонам формирует у работников позитивное отношение к работе и к организации. К тому же она помогает получить полную картину о взаимодействии внутри коллектива и заранее спрогнозировать возможные конфликтные ситуации, проблемную коммуникацию.
- Выявить зоны роста. Инструменты оценки позволяют обнаружить сильные стороны, потребности и зоны роста сотрудников, понять целесообразность их обучения и развития. По результатам оценки можно составить план развития, сделать обучение более осознанным и не тратить ресурсы зря.
- Подобрать персонал со схожими корпоративным ценностями. Анализ ценностей и мотивационных факторов работников помогает понять, насколько совпадают ориентиры организации и сотрудников, их ожидания друг от друга. Такой подход поможет сократить расходы на адаптацию случайных людей и поиск на замену.
- Определить сотрудников HiPo. Именно работники с высоким потенциалом, необязательно управленческим, приносят бизнесу максимум прибыли, помогают компании расти и достигать высоких показателей.
- Оценка персонала — это инвестиции компании в свое будущее.
Тем, кто хочет серьезнее погрузиться в тему и отработать навыки, будет полезен онлайн-курс «Оценка компетенций: с чего начать и как внедрять».
Ограничения оценки персонала
- Трудозатраты на подготовку и проведение.
Необходимо сформулировать и описать компетенции, выбрать инструменты оценки, при необходимости подключить внешнего провайдера, проинформировать сотрудников о предстоящей процедуре и познакомить их с процессом. В зависимости от выбранных инструментов оценка может проходить в несколько этапов, что увеличивает сроки подготовки и проведения. Если в процедуре задействованы внешние эксперты, необходимо заранее спланировать их занятость.
- Поиск экспертов.
Оценку компетенций должны проводить профессионалы, специализирующиеся на этой HR-функции. Сотрудники из смежных областей могут нарушить непредвзятость процедуры и оценивать коллег, опираясь на субъективное отношение.
- Работа с сопротивлением персонала.
Необходимо проинформировать сотрудников о предстоящей оценке, подробно рассказать о целях и формате мероприятий, в противном случае может возникнуть сопротивление или разногласия в команде.
Пример предварительной информационной работы с участниками оценки вы найдете в шпаргалке.
[ArticleMaterials=2491]
Кроме того, необходимо обучать руководителей работать с результатами оценки, давать развернутую обратную связь сотрудникам. Это поможет предотвратить негативную реакцию со стороны участников оценки, поможет им принять результаты и применять их в работе.
- Отсутствие универсальных методов оценки.
Придется изучить многообразие инструментов оценки и проанализировать, какой из них подойдет именно для ваших целей и команды.
- Некоторые методы могут применять только сертифицированные специалисты.
Например, для проведения ассессмент-центров в компании нужно формировать внутренний центр экспертизы в области оценки персонала с соответствующими сертификациями или привлекать специализированных провайдеров.
Методы оценки персонала
Это инструменты, которые позволяют оценить компетенции, профессиональный уровень, навыки сотрудника и в некоторых случаях получить по нему обратную связь от коллег.
Методов оценки много, и каждый год появляются новые. Чтобы не запутаться и выбрать подходящие, важно определиться с целью оценки и образом результата. Тем, кто хочет серьезнее погрузиться в тему и отработать навыки, будет полезен онлайн-курс «Оценка компетенций: с чего начать и как внедрять».Классификация методов оценки персонала:
- Количественные — измеряют результативность работников. Они считаются объективными, так как итоги представлены в числовых показателях. С их помощью можно проанализировать степень исполнения служебных обязанностей, например выполнение плана продаж или достижение поставленных целей по проекту.
Примеры: ранжирование, KPI и балльная оценка. - Качественные — помогают описать личностные и поведенческие характеристики сотрудников.
Примеры: ситуационное интервью, оценка 360 градусов, интервью по компетенциям, анкетирование. - Комбинированные — сочетают в себе количественные и качественные методы оценки. Таким образом, субъективность проверки и риск ошибки стремятся к нулю. С помощью комбинированных методов HR-специалисты проводят комплексную оценку сотрудников и получают достоверные данные.
Примеры: психометрические тесты, ассессмент-центр, метод кейсов.
Шесть самых популярных методов оценки персонала
Описание метода
Плюсы метода
Минусы метода
Анкетирование
Опросник, который показывает наличие и отсутствие оцениваемых характеристик у сотрудника
- Можно применять на аудитории любой численности одномоментно.
- Позволяет быстро получить информацию независимо от объема выборки участников.
- Результаты можно оперативно обработать при помощи цифровых технологий
- Не все характеристики поддаются оценке.
- Ответы респондентов могут быть субъективными или неполными, требуется валидация результатов другими методами, чтобы избежать некорректных выводов
Тестирование
Опросник, который показывает знания или психологические характеристики человека
Можно получить количественную характеристику по большинству критериев оценки и обработать результаты при помощи цифровых технологий
- Дает неполную информацию о кандидате или сотруднике.
- Процедура длительная, дополнительное время занимает и экспертная интерпретация результатов.
- Не дает представления, как выявленные характеристики проявятся в работе
Интервью
Беседа, в ходе которой интервьюер задает вопросы на выявление мотивации, профессионального опыта, отношения к профессии и работе, уровня образования и самооценки
Возможность задать вопросы любого типа:
- проективные,
- ситуационные,
- биографические,
- поведенческие
Не дает объективную оценку навыков кандидата
Для погружения в тему рекомендуем экспресс-курс «Оценка компетенций кандидата: как подготовиться и провести интервью»
Оценка 360 градусов, или Круговая оценка
Это многомерный метод оценки эффективности с помощью отзывов, коллег, подчиненных, руководителя и самого сотрудника. Оцениваются профессионализм, коммуникационные навыки, поведение и пр.
Получаем оценку сотрудника по одинаковым критериям от разных людей, что позволяет избежать предвзятости в оценивании, как это может быть при получении обратной связи от одного человека
- Позволяет оценить только компетенции, а не достижения.
- Сложно оценить откровенность коллег.
- Стрессовое воздействие на сотрудника, так как он знает, что по нему запущена оценка по компетенциям с разных сторон
Деловая игра
Имитация реальной деловой ситуации, требующей от игроков принятия решений и демонстрации деловых качеств, профессиональных умений и навыков в командной работе
- Одновременная оценка навыков командной и персональной работы участников.
- Позволяет оценить умение искать нестандартные решения задач
- Сложность в подготовке имитационных деловых игр, максимально подходящих под задачи команды.
- Необходимость учитывать отраслевую специфику организации
Ассессмент-центр
Это набор заданий, ролевых и деловых игр, интервью, которые позволяют максимально структурированно, комплексно и объективно оценить сотрудника.
Чаще всего этот метод используют для оценки внешних кандидатов на управленческие позиции, для оценки среднего звена, а также для оценки внутренних кандидатов в кадровый резерв.
Позволяет выявить деловые и личностные качества, а также определить программу индивидуального развития
Возможность оценить кандидата максимально полно и принять решение о соответствии его навыков и компетенций занимаемой должности
- Долгое время подготовки и организации.
- Для оценки привлекаются внешние компании либо специалисты с сертификатом и спецобразованием.
- Сложный и длительный по времени период оценки результатов
Важные принципы при проведении оценки
Конфиденциальность. Итоги оценки должны быть доступны узкому кругу людей: самому сотруднику, его руководителю, HR-специалисту. В отчете содержится информация о личностных характеристиках, компетенциях, уровне знаний человека. Если раскрыть данные другим членам команды, это может негативно отразиться как на мотивации самого сотрудника, так и на отношении коллег к нему.
Обратная связь. Ее необходимо давать сотруднику сразу после прохождения оценки. Он должен получить подробные характеристики своих сильных сторон и зон развития. Каждый руководитель совместно с сотрудником решают, будут ли они составлять план дальнейшего роста на основе оценки. Руководитель может рекомендовать полезную литературу, обучающие материалы и курсы, а если сотрудник готов развиваться, то ставить рабочие задачи для наработки необходимых навыков.
Алгоритм организации оценки персонала вы найдете в шпаргалке.
[ArticleMaterials=2048]
Вместо заключения
Решение о необходимости проведения оценки персонала каждый руководитель компании или подразделения принимает самостоятельно. Кто-то использует эти инструменты на постоянной основе, и оценка является неотъемлемой частью корпоративной культуры, кто-то обращается к ней ситуативно.
Российский HR-менеджмент еще очень молодой. И не все компании понимают ценность вложений в эти процессы. Но те руководители, кто уделяет внимание оценке персонала, ее качеству и подаче обратной связи сотрудникам, однозначно получают видимый результат.
Не забывайте, что грамотно организованный процесс оценки персонала напрямую влияет на успех бизнеса. Попробуйте — и результат не заставит себя ждать!