Бескрайний бассейн (Infinity Pool,2023)
Режиссер: Брэндон Кроненберг
В ролях: Александр Скарсгард, Миа Гот, Аманда Бругел
Рейтинг IMDB: 6,2/ Кинопоиск: 6,3
С возвращением в киноподвал ужасов Скара, мои жадные до страха друзья!
Как известно, больше денег человека развращает только власть. А абсолютная власть, следственно, развращает абсолютно. А что может быть абсолютнее, чем власть над собственной смертью? Которая еще и приобретается с помощью вышеупомянутых денег. Именно об этих, сакраментальных по сути, и ужасных по содержанию вопросах нам предстоит задуматься при просмотре нового кино-шедевра гениального Кроненберга. Не Дэвида, а его родного сына, Брэндона. Который мало того, что пошел весь в отца, так еще и грозит в будущем если не превзойти его, то, как минимум, занять почетное место по правую руку от трона Альфы и Омеги всея боди-хоррора. И "Бассейн" представляет собой очередную ступеньку к этому пьедесталу, и еще один точный выстрел в карьере режиссера, до сих пор не допустившего ни одной осечки. Итак, ныряем с головой в пучину экзистенциального ужаса от создателя "Антивируса" и "В чужой шкуре"!
Беспечная парочка богатых туристов, Джеймс и Эм Фостеры, наслаждаются всеми прелестями летнего отдыха на элитном курорте в выдуманной стране третьего мира Ла Толке. Джеймс (Александр Скарсгарт) - начинающий писатель, который пару лет назад выпустил малоизвестный широкой аудитории дебютный роман, и теперь мучается от прокрастинации, пытаясь поймать новые впечатления и путешествуя по миру, чтобы наконец выдавить из себя хоть строчку до сих пор не начатого второго романа. Спонсором этих "творческих поисков" является Эм, на чьи деньги пара и отрывается на полную катушку. В один прекрасный солнечный день наши герои встречают еще одну парочку туристов - молодую актрису Габи (Миа Гот) и архитектора Албана, с которыми заводят знакомство и соглашаются выбраться за огороженную и хорошо охраняемую территорию отеля на пикник. Разумеется, с "блэк-джеком" и дорогим элитным алкоголем. Из-за переизбытка которого находящийся за рулем Джеймс сбивает ночью местного бедняка. Нюанс в том, что в Ла Толке на государственном уровне действуют старые драконовские законы, в соответствии с которыми любое убийство (даже по неосторожности) карается страшной смертью. Правда, чтобы не отпугнуть туристов, местные власти придумали лазейку, благодаря которой за сумасшедшие деньги по уникальной местной технологии можно изготовить себе двойника - клона, которого казнят вместо его прототипа прямо на глазах заказчика. Эм, разумеется, избавляет от петли своего возлюбленного, клон которого получается безупречным. И "безупречно" умирает в ужасной агонии, шокируя девушку и даря наблюдающему за кровавым действом Джеймсу долгожданный заряд извращенного вдохновения.
После казни выясняется, что и новые знакомые пары, Габи и Албан, также проходили подобную процедуру. Последний спроектировал "бесконечный бассейн" для местного богача, изъян конструкции которого привел к гибели двух рабочих. Более того, на острове оказывается целый тайный клуб туристов - богачей, которые регулярно отдыхают на Ла Толке, и творят жуткие бесчинства, раз-за разом оплачивая себе двойников и с упоением наблюдая за собственной смертью. Габи, которая с самого начала положила глаз на молодого писателя, приглашает его присоединиться к этому сумасшедшему "клубу самоубийц", и втягивает того в бесконечный круговорот из убийств, экзотических наркотиков, секса и бессмысленного животного насилия на грани безумия. Но когда опьяненный иллюзорной властью и силой Джеймс понимает, кто на самом деле его новые друзья и какая роль была отведена ему в этом кровавом фарсе, становится уже слишком поздно.
Хочу сразу оговориться, что провокационный заголовок этого материала на самом деле довольно неоднозначен, в силу того факта, что на картины Кроненберга-младшего жанровую бирку ужасов можно повесить с очень большой натяжкой. Если его легендарный отец с полным правом считается основателем поджанра "боди-хоррор", где физиологические изменения, хоть и в полной мере отражающие внутренние трансформации героев, предстают перед зрителем на первом плане, в гротескной и гиперболизированной форме, то Брэндон в первую очередь исследует уродства и пугающие метаморфозы души и психики. А тот самый "телесный" ужас обрисовывает мельком, на периферии. Можно сказать, что он адепт нового жанра на стыке с наследием отца, но имеющего иной вектор - "соул-хоррор". Души его героев трескаются, портятся, гниют заживо. А основным лейтмотивом всегда выступает нездоровая зависимость, которая является катализатором духовного падения персонажа. Зависимость не от алкоголя, сигарет и наркотиков, а от гораздо более одурманивающих вещей - кумиров, общества, насильственной и грубой власти, собственных страстей. Зависимость становится тюрьмой для падающего в пучины морально-нравственной пропасти Джеймса, который поддался самым низменным инстинктам, и сам не заметил, как стал игрушкой в руках кучки опьяненных властью и безнаказанностью богатых безумцев. Но Габи и остальные лишь дразнят его, им приятно наблюдать за его агонией и жуткими метаморфозами. Поскольку Джеймс, в силу финансовой и духовной импотенции, никогда не сможет принадлежать их миру, ощутить черную дыру их скуки и животную лютость их жестокости. Это вечная история, берущая начало в школьном буллинге, и доходящая до масштабов угнетения гегемониями бедных стран. И в этом плане новый фильм Брэндона Кроненберга - бесконечный бассейн смыслов и тем. Тут и социальная критика, и психология внутренней несвободы, и исследование последствий утраты морального компаса.
И при всем при этом, все же, отчасти, боди-хоррор, смакующий и эстетизирующий физическое насилие крупными планами во всполохах неона и калейдоскопе эпилептических галлюциногенных фантазий. Режиссеру вновь удалось выстроить уникальную атмосферу, где вылощенный безупречный кадр в холодном сером светофильтре дарит ощущение тревожности даже райскому тропическому пейзажу. А судорожный финал шокирует и оставляет зрителя раздавленным, как, впрочем, и главного героя. Дополняют картину безупречные актерские работы Александра Скарсгарта, который здесь сыграл одну из лучших ролей в карьере, и блистательной королевы современного студийного хоррора Мии Гот, отыгрывающей в своей неповторимой манере крайнюю степень безумия, и показывающей феноменально широкий актерский диапазон.
В итоге мы имеем комплексно лучшую работу работу в творческой карьере Брэндона Кронберга, и один из самых неуютных, волнующих, будоражащих и эпатажных кинорелизов этого года. Сможет ли кто-то прыгнуть выше (точнее, нырнуть глубже) "Бассейна", покажет время - впереди еще довольно много интересных жанровых картин. Но на данный момент "Бескрайний бассейн" - несомненный фаворит в гонке за звание главного возмутителя спокойствия в 2023-ем.
Плавайте с осторожностью, затянет на дно - уже не выберетесь прежними.
P.S.: с другими фаворитами текущего киносезона можно ознакомиться прямо здесь: https://dzen.ru/a/Y8pdq3d1NX2GPzl7
..................................................................................................................................................................
Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!
Ваша поддержка крайне важна для развития канала!