Продолжаем обозревать автомобили с нулевым уровнем выбросов. Сегодняшние герои — водородомобили. Так называют транспортные средства, похожие на электромобили, но работающие на водородных топливных элементах. Пока они мало распространены: к середине 2022 года на дорогах США, к примеру, можно было насчитать около 15 000 таких машин, тогда как электромобилей было продано примерно 2,5 миллиона. В первую очередь, это связано с отсутствием достаточного количества водородных заправочных станций. Единственный штат, где существует целая сеть таких заправок, это Калифорния.
Водородомобиль работает не от большой тяжелой батареи, а от блока топливных элементов, но для вращения колес в нем используется тот же тип электродвигателя, что в аккумуляторном электромобиле. Чистый водород проходит через мембрану и соединяется с кислородом из воздуха, производя электричество, которое вращает колеса. Технически транспортное средство, работающее по такому принципу, является серийным гибридом, поэтому водородомобили иногда классифицируют как гибридные электромобили на топливных элементах.
Несколько лет назад три автомобильных компании представили три автомобиля с водородным двигателем: Honda Clarity Fuel Cell, внедорожник Hyundai Nexo и Toyota Mirai. Однако на данный момент Honda прекратила производство всех моделей Clarity, а Hyundai продала менее 1500 внедорожников Nexo. Toyota удалось превзойти конкурентов: в США было реализовано около 10 700 седанов Mirai двух поколений.
Hyundai Nexo
Как и положено водородомобилю, эта модель не нуждается в подключении к сети. Баки заправляются всего за пять минут, а без дозаправки автомобиль способен преодолеть до 612 км.
Дебют Hyundai Nexo состоялся в 2019 году, и до 2022 года модель незначительно менялась. Комплектация Limited отличается некоторыми особенностями премиум-класса: дверь багажного отделения с электроприводом, очень большой люк на крыше, вентилируемые сиденья, подогрев рулевого колеса, монитор слепых зон, камера на 360 градусов, функция удаленной парковки и модернизированная аудиосистема Krell. Такая люкс-версия автомобиля предлагается по цене от 64 920 долларов, а стандартная комплектация — от 61 470 долларов.
Toyota Mirai
В модели используется так называемая электрическая трансмиссия на топливных элементах. Водород преобразуется в электричество бортовым топливным элементом почти как в химической лаборатории. Электроны отрываются от атомов водорода, затем водород связывается с кислородом, образуя воду, а электроны приводят в действие электродвигатель, мощность которого 182 лошадиные силы. Запас хода автомобиля составляет более 644 км — посторонись, Hyundai Nexo!
Интерьер стандартной комплектации включает в себя сиденья с подогревом и электроприводом, обивку из искусственной кожи и 12,3-дюймовый сенсорный информационно-развлекательный экран. Более дорогой вариант, Limited, имеет люк на крыше, подогрев и вентиляцию передних и задних сидений, трехзонный автоматический климат-контроль и другие не менее приятные особенности. Цена на премиум-комплектацию стартует от 67 095 долларов, модель поскромнее можно приобрести от 50 595 долларов.
Новая Honda CR-V
Несмотря на неудачу с топливным элементом Clarity, производство которого было прекращено в 2021 году, компания не собирается останавливаться. Недавно она объявила о разработке нового водородного автомобиля на базе популярного внедорожника CR-V, который также будет иметь возможность подключения к электросети.
Новинку оснастят системой топливных элементов, которую автопроизводитель разработал в сотрудничестве с GM. Система будет смонтирована в единое целое с приводом. В задней части внедорожника разместят два бака водорода, а под сиденьями — интеллектуальный силовой агрегат.
Пока точно не известно, когда модель поступит в продажу. Некоторые источники говорят, что, возможно, она будет доступна уже в следующем году, но только на рынках Северной Америки и Японии. О цене тоже можно только догадываться. Старший менеджер американской Honda Motor Company и руководитель подразделения бизнес-решений в области энергетики Райан Харти упомянул, что новая система топливных элементов стоит на две трети меньше, чем Clarity.
Будущее водородомобилей
Сложно сказать, станут ли такие автомобили более доступными и популярными. На сегодняшний день у них довольно много минусов:
- недостаточное количество заправочных станций. К тому же, обычно после заправки двух-пяти автомобилей, станция отключатся на полчаса для восстановления давления,
- водородомобили нельзя зарядить из дома за ночь,
- водородное топливо — специализированный товар, поэтому небольшие сети розничных заправок, естественно, устанавливают на него высокие цены.
Эксперты говорят, что в ближайшей перспективе создание новых заправочных сетей проблематично и нерентабельно, а водородное топливо не станет дешевле, чем бензин. Скорее всего, водородомобили так и останутся неоправданно дорогим удовольствием для большинства водителей.