Найти тему

Если человеку нужна ПОХВАЛА

Одна девушка стала хуже учиться в ВУЗе. Лень нападает, до последнего с подготовкой к зачетам затягивает. На преподов обижается. А в гимназии, между прочим, была лучшей! Активистка, лидер, все на лету схватывала, другим помогала.

Причина найдена - человеку нужно, чтобы его ХВАЛИЛИ. Разумеется, за достижения. Тогда он будет стараться. Это не воспитательный навык со стороны родителей. Не привычка. Это гены, которые пальцем не раздавишь. Бабушка такая же по характеру. И что теперь?

Масса эгоцентричных психологов или а ля психоведов будут призывать ее становится самодостаточной. Нарабатывать устойчивую самооценку. Равняться на кого-то. Вдобавок посещать тренинги, психологические группы.

Зачем столько сложностей?

Если я, например, получаю от моего коллеги обратную связь на предмет потребности в эмоциональном поглаживании, то нет проблем. Я найду, за что его похвалить, главное, чтоб результат нашей деятельности был удовлетворяющим. Это называется жить в реальности, а не в правилах. Пусть только вслух огласит своё желание. Ведь читать чужие мысли для меня энергозатратно.

А другой пациент требовал, чтобы я критиковала его на консультациях. Вроде это человека мотивирует. Что ж, у каждого свои тараканы в голове. Тогда я нашла, за что его критикой окатить. Но с любовью. Даже с юмором. Типа отрицательной похвалы. За уши ничего не притягивала. Он же в этой связи стал активнее вовлекаться в терапию. Результаты порадовали нас обоих.

На самом деле, это очень важный коммуникационный навык - слышать людей, принимать их потребности. Не осуждать. Не нравоучать по типу "взрослая уже, какая похвала может быть. И не стыдно?" Или "психотерапия исключает критику". Ой, хватит этой психической недоразвитости. Мусорят оценками те индивиды, что сидят в своих невротичных сценариях. И еще накладывают на окружающую жизнь фильтры своего искаженного восприятия.

Здесь же присутствует духовный подтекст в форме ПРИНЯТИЯ. Хочет человек похвалу - да ради бога, находим, не кривя душой, что вам в нем нравится. И стимулируем. Ничего не нравится - не врем. Отправляем к другому специалисту, с которым будет более созидательный альянс.

Именно потому, что в ВУЗе, где учится девушка, большинство педагогов - выходцы из "синих отличников", с похвалой большие проблемы. Да, тети ни себя, ни других любить не в состоянии. Тревожность блокирует спонтанность и человечность. Поэтому ИХ НЕ ЛЕЧИМ, НЕ ОСУЖДАЕМ. А вперед - к психологам или к закадычным друзьям. Пусть хвалят. А вы не стесняйтесь, просите, объясняйте, зачем вам это надо. И наслаждайтесь достижениями. Не от напряжения - от хорошего настроения.