Знаете ли вы, что общего у йорялей и борцоков и какие есть мифы о происхождении праздника Цаган сар? Сейчас расскажу, а поможет мне в этом книга Э.П. Бакаевой «Буддизм в Калмыкии» и другие доступные источники.
Цаган сар (Белый месяц, счастливый месяц, месяц приветствий/поздравлений) – один из самых важных и торжественных праздников у калмыков. Он посвящён приходу весны, а точнее наступлению времени перекочевок на новые пастбища. Неслучайно в его названии есть слово «сар» (месяц) – столько и длился праздник. Однако главные обряды проходили до его начала и в первые 7-8 дней. К концу первой недели наши предки должны были перекочевать на новое место, ведь оставаться дольше этого времени на старой стоянке считалось плохим знаком.
Основные приготовления к торжеству делались заранее. В начале убирались в жилище, выкидывали или чинили старые вещи и готовили новую одежду. У многих народов есть схожая новогодняя традиция, однако согласно источникам XIX века приволжские калмыки не связывали праздник с началом года. Скорее это был стратегический ход, ведь, согласитесь, ревизия имущества перед скорой откочевкой полезна. Также до наступления праздника нужно было зарезать скот впрок – делать это непосредственно в дни Белого месяца запрещалось.
Борцоки
Главным блюдом Цаган сара по праву считаются борцоки. Первую порцию «дееж» всегда подносят бурханам, а остальное разбивают на подарочные наборы «гер белг» для вручения родным во время праздничных визитов. Сейчас мы просто знаем, что борцики надо делать разной формы, причем обязательно нужно приготовить борцок в виде солнца «хавтха/целвг».
Однако набор борцоков – это своеобразный йорял для скотоводов на языке пищи — каждая форма символизирует пожелание успеха в делах. Например, борцоки «хуц» (баран), «кит» (конские внутренности), «овртэ тохш» (крупный рогатый скот), «мошкмр» и «хорха» означали пожелание большого приплода скота. «Джола» в форме повода должны призвать бесконечную удачу. А вот «шошхр» подносили, чтобы пожелать жить единой семьей и иметь защиту от врагов.
Состав «Гер белг» был тоже особым: на белую нить нанизывали один «хавтха/целвг», один «джола», один «мошкмр», три «шошхр», один «кит», шесть «овртэ тохш» и один «хуц». Для взрослых борцоки делались большие, а для детей – поменьше.
Мифы происхождения
Существует 4 основные версии происхождения праздника Цаган сар:
- Первая из них связана с Буддой. Согласно легенде первого числа в месяц дракона Бурхан-Бакши вступил в диспут с шестью неверными учителями и по истечении 15 дней одержал оглушительную победу. С тех пор по буддийской традиции все первые 15 дней Цаган сара в храмах шла служба.
- По другой версии царь драконов Луусун-хан, отдыхающий всю зиму на дне океана, выходит на поверхность, из-за чего вода из рек поднимается на небо и наступает весна. Вполне возможно, с этим связано и то, что март по-калмыцки называется «Лу сар» – месяц дракона.
- Существует несколько версий истории, как девушку Окон похищали мангасы, после чего она с помощью хитрости, ловкости, ума и силы возвращалась на родину к началу весны.
- Также дни Цаган сара ассоциировались со спасением мира от сына Окон Тенгри и царя мангасов. Младенец мог со временем уничтожить человеческий род, поэтому Окон приняла тяжелое решение умертвить свое чадо и спасти людей.
Более подробно о разных легендах происхождения праздника можно почитать в книге «Семь чудес» Д.Э. Басаева.
P.S. Материалы по истории и традициям Цаган сара невозможно уместить в одну статью, поэтому оставим их для будущих статей. Если эта публикация была для вас интересной и полезной, не забудьте поставить лайк.
Ольга МАГЛИНОВА