Хотелось бы, чтобы эту статью прочитали родители школьников, которым сдавать ОГЭ. Всё не то, чем кажется. Надо просто сесть и подумать. Подумать.
***
Не помню, что раньше появилось в моей жизни: звуки фортепиано или циферки папиным неровным почерком на бумаге... Такое ощущение, что всё это было со мной и будет всегда...
Наверное, невозможно увлечься предметом, если рядом нет проводника. Склоняюсь именно к таким невесёлым мыслям. Если родители ничем не интересуются, то и ребёнок не станет.
***
Однако школе всё равно. Требования выполнять необходимо. Есть минимальные нормативы, их школьники должны показать на ОГЭ. Не могу сказать, что это сверхсложные примеры и задачи. Напротив, на мой взгляд, экзамен этот настолько незатейлив и прямолинеен, что у тебя почти не остаётся шансов его не сдать, если ты:
- умеешь читать;
- складываешь, вычитаешь, умножаешь и делишь, пусть в столбик;
- способен думать;
- живёшь в социуме.
***
На днях прошёл пробник ОГЭ по математике в моей любимой школе, откуда ко мне приходят ученики. Пятеро ребят справились хорошо. Трое из них – мои ученики. Двое ходят к моей коллеге, бывшей учительнице из этой же школы.
Пять человек преодолели планку в 10 баллов, и это уже результат. Тройка тоже оценка. К тому же, в этом году только пять человек собираются переходить в десятый класс.
Остальные ребята, а их примерно 15 человек, не набрали пороговые 8 баллов, то есть не сдали.
Что сегодня сложно для школьников, с чем нельзя справиться без репетиторов?
Номера с первого по пятый
1. Практико-ориентированные задания. Они вырастают из первой задачи. Предположим, некто Петров купил дом и радуется, как его можно теперь здорово ремонтировать, обслуживать, отапливать и плиткой выкладывать. А пока буржуй Петров ликует, мы должны помочь ему с паркетом, с платёжками, с выгодой от приобретения и со всем остальным.
Прочитать текст и расставить мебель соответственно плану ученики ещё худо-бедно могут, а вот с задачами на площадь/периметр вечные проблемы. Если не повезёт и будет теплица вместо дома, то там нас ожидает шок и трепет – площадь круга и длина окружности.
Площадь круга и длина окружности – традиционный сакральный ужас школьников.
Шестой номер
Шестым номером идут числа и вычисления. Если попадутся примеры с десятичными дробями, то куда ни шло, а если с обыкновенными, то:
Действия с обыкновенными дробями были и остаются слабым местом очень многих школьников с 5 по 11 классы.
Седьмой номер
С седьмым номером, это "Числовые неравенства, координатная прямая", вообще принято справляться рандомно. Тем самым методом тыка. И, что удивительно, часто ребята угадывают. Не могут объяснить, почему выбрали, но ответ верный. Чудо!
Восьмой номер
Здесь приходится делать преобразования алгебраических выражений, необходимо
помнить Формулы Сокращённого Умножения,
хотя достаточно уметь их синтезировать на коленке. Но так как эльфы с планеты гаджетов не заморачиваются, то номер просто пропускается.
Одиннадцатый номер
Графики функций. Нечего тут понимать. Настолько ясная, гармоничная и прозрачная тема, что негде путаться! Сколько раз замечала: если удаётся погрузить ученика в функции, он выныривает уже другим... Да, товарищи, другим. Меняется его отношение к алгебре)
Школьники же шарахаются от параболы, как лукавый от ладана. Про гиперболу слышать не желают. Методом из седьмого номера такое решается.
Двенадцатый номер
Расчёты по формулам.
Просто подставить значения и решить... уравнение. Несложное!
Только тут много букв. Серьёзно. Из-за нежелания напрягать мозг мы такое не хотим решать! Само же задание – ерунда на палочке, но его спрятали в буквах, намеренно и целенаправленно:
Номера с пятнадцатого по девятнадцатый
Геометрия... Тссс... Не будем вспоминать, на ночь глядя...
Из них неплохо решаются номера на квадратной решётке и тыком, куда ж без него. Надо два набрать. Из пяти. Именно на них посыпалась половина класса, не набрали геометрию.
Вторая часть
Дальше идёт вторая часть, она для избранных. Мне некоторые дети с насупленными бровками, задумчиво и решительно заявляют на первых занятиях:
– Мне вторую часть не надо. Я после девятого ухожу.
То есть, сколько вешать в граммах конкретно. Они для себя уже границы определили. Потолок, а прыгать выше – "такое себе". Вот прелестное поколение, замечательное.
"Ты мне ещё порассуждай, как тебя учить, ага" – про себя думаю. А дальше...
***
А дальше начинается обычная работа любого репетитора. Тут зажимы снимем, тут столбики доработаем, тут читать научимся, тут страх формул уберём, а тут травмы полечим, равносторонним треугольником нанесённые.
Почему в школе так не делают и к ОГЭ плохо готовят? Да нормально там готовят, только некоторые люди к школе перестали относиться с уважением. Больше с опаской и недоверием. Давно началось, сейчас уже никто и не вспомнит, почему...
Кто готовится к ОГЭ: обратите внимание на эти номера. Ведь не особенно трудные они! Что за упадничество, дорогие выпускники! В конце-то концов!
Ладно. Достаточно на сегодня. Репетитор убирает педагогическую пилу и достаёт радушие🤗
Давайте выберем из приведённых номеров самое лёгкое задание, номер-бонус, беспроигрышный вариант. Я первая: самый лёгкий номер..., самый лёгкий номер...
(Они все мне дороги, выбрать не могу, ааааа...)
Двенадцатый. Да.
А вам как показалось?😊👍
Важное!
Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.