Найти в Дзене

Читая Джеффа Уилера: о сильных женщинах и природе власти

Оглавление

О Муирвудской трилогии Джеффа Уилера можно сказать многое: щедро и подробно прописанный мир, эпический размах событий, большое количество персонажей самого разного характера, трогательная любовная линия… Но особенно интересны и примечательны в ней две вещи.

Во-первых, сильная женская линия.

И во-вторых, размышления автора о природе власти.

Сначала о женщинах в романе

Они есть, и их много. В этом мире женщины – не безликая масса, на фоне которой действуют героические мужчины, и не красивые торшеры, которые расставлены тут и там для услаждения взора. Женщины в мире Уилера возглавляют рыцарские («мастонские») ордена, ведут армии, плетут козни, управляют аббатствами и постоялыми дворами, насылают проклятия и снимают их.

Женщины стоят на своем, даже если это стоит им смерти. Женщины стоят на своем, даже если это стоит смерти другим.

Ведь обычно именно так поступают герои мужского пола, положительные и отрицательные, не правда ли?

Нет-нет, женщины здесь не мужеподобны, они носят прелестные платья, флиртуют, влюбляются, счастливо вступают в брак и рожают детей. Но смирение по половому признаку? О нет – даже в мире, где женщинам, теоретически, запрещено, например, читать. Даже это ограничение они оборачивают в свою пользу: девочек тайно учат читать, чтобы они впоследствии вливались в тайную сеть взаимопомощи и обмена информацией, пронизывающую все королевство.

-2

Главная героиня романа, Майя, принцесса страны под названием Коморос, тоже принадлежит к этой плеяде прелестных и несгибаемых. На ее плечах лежит бремя принадлежности к королевскому роду – ноша, которую она, тем не менее, отказывается сбросить, даже когда для этого было бы достаточно просто перестать сопротивляться и позволить решать другим. Сначала она сопротивляется, не веря тому, что некогда так любивший ее отец действительно способен лишить дочь не просто титула, а статуса законнорожденной. Но позднее, когда она видит, что отец превратился в чудовище, что он разоряет страну ради собственной прихоти и выступает не как мудрый правитель, а как себялюбивый тиран, безразличный к страданиям подданных – тогда на первый план выходят уже не личные интересы героини, а ее стремление спасти стремительно нищающую страну, которая к тому же находится под угрозой непосредственного вторжения могучего врага. Кто-то же должен, говорит себе героиня и расправляет обтянутые парчой плечи. И вот тут мы подходим ко второй важной теме трилогии, теме власти.

Тема власти в романе

В повествовании постоянно сталкиваются две картины мира, два разных взгляда с трона. Мир отца героини, действующего короля Комороса, – это мир владыки-рабовладельца, который использует целую страну для удовлетворения своих прихотей. Чтобы это удобнее было делать, он меняет справедливые законы на несправедливые, изгоняет и казнит честных людей, назначает все новые налоги, объявляет врагами не истинных врагов, а тех, чьим имуществом можно неплохо поживиться, окружает себя льстецами и дурными советниками, которые тоже стремятся лишь к личной выгоде и ради нее готовы перещеголять короля в его себялюбии.

-3

Мир самой героини, воспитанницы просвещенного наставника-духовника, совсем не таков. В ее мире страна – это сад, а правитель – садовник. Садовник трудится в болезни и здравии, в дождь и в зной, ухаживая за садом и помогая ему цвести и плодоносить. По сути, садовник – слуга сада, как правитель – слуга своего народа, и именно так смотрит на тему власти героиня. Она ясно говорит, что стремится не стяжать, а служить, а там, где знания и опыта юности не хватает, она собирает вокруг себя тех, кто старше и мудрее, и требует от них того же – служить, но не ей самой, а ее королевству.

А что впавшее было в ничтожество королевство под таким управлением и впрямь расцветает – ах, ну ведь это же фэнтези, сказка для взрослых, чего от нее ждать.

Изгнанница Муирвуда на Вайлдбериз

Тайнознатица Муирвуда на Вайлдбериз

Запустение Муирвуда - предзаказ

Читаем и обсуждаем книги