Найти тему
IQ Media

Иран под санкциями: как возможно развитие в условиях изоляции

Фото: iStock
Фото: iStock

Иран, крупное государство Среднего Востока, живет в условиях санкций разного масштаба и степени жесткости, начиная со свержения шаха в 1979 году. Последний виток усиления и смягчения санкций в 2012–2016 годах привел к противоречивым тенденциям в разных секторах экономики: ограничения на экспорт нефти стимулировали рост нефтепереработки, а развитие информационных технологий сочеталось с упрощением и снижением экспорта иранского автопрома.

Очередной семинар стратегического проекта НИУ ВШЭ «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» был посвящен обсуждению опыта Ирана, живущего под санкциями разной жесткости и масштаба более 40 лет.

Эксперт Института «Центр развития» ВШЭ Игорь Сафонов представил доклад «Противодействие санкциям и адаптация к санкционному режиму. Опыт Ирана». Сафонов пояснил, что в докладе исследован опыт подстройки экономики страны в период 2012–2018 годов, когда санкции были усилены вследствие разногласий, касавшихся иранской ядерной программы, а затем ослаблены после дипломатического урегулирования.

Введенные в I квартале 2012 года санкции ЕС и США, в том числе эмбарго на экспорт иранской нефти, отключение иранских банков от системы SWIFT, заморозка резервов ЦБ и ужесточение запрета на поставки в Иран ряда товаров, вызвали ответные меры Тегерана, объявившего о переходе к «экономике сопротивления», в частности введении управляемого валютного курса и активизации импортозамещения.

Подстройка экспортных потоков заняла 13 кварталов. Экспорт начал снижаться уже в I квартале 2012 года на фоне анонса санкций. Падение, достигшее трети первоначального уровня, продолжалось до II квартала 2013 года, затем физический объем экспорта стабилизировался на уровне 75% от досанкционного. Экспорт начал расти благодаря ослаблению санкций, в том числе на покупку нефти, в начале 2016 года он достиг 90% и полностью восстановился после «ядерной сделки».

Переориентация торговых потоков привела к росту доли Китая и Тайваня во внешней торговле с 25 до 45%, уменьшению доли стран Европы с 37 до 22% и снижению диверсификации, пояснил Игорь Сафонов. Одновременно изменилась товарная структура экспорта: доля добычи и добывающей промышленности снизилась с 82 до 72%, а доля нефти — с 79 до 58%. Основными бенефициарами стали химическая промышленность и металлургия, начавшие продавать продукцию более высоких переделов.

Импорт подстраивался к ограничениям быстрее: он снижался вплоть до I квартала 2013 года, затем стабилизировался и восстановился за два квартала.

Для обхода финансовых санкций Иран использовал в основном расчеты в валютах стран-партнеров, крупные контракты заключались в юанях и рупиях. Иранские банки наладили открытие счетов и расчет поставок в новых валютах.

Также для обхода санкций, особенно на первом этапе, использовались золото, драгоценности и покупка фьючерсов на иранской товарной бирже, в том числе на национальную валюту и в риалах. В торговле с рядом стран применяется бартер, причем инициаторы санкций спокойно относятся к сделкам «нефть в обмен на продовольствие».

По материалам HSE Daily

Иран
7259 интересуются