Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Арктика второй половины XIX века: экономическое развитие и новые угрозы

Старинное кладбище на п-ове Святой Нос. Вдали — «Михаил Сомов». Фото автора
Старинное кладбище на п-ове Святой Нос. Вдали — «Михаил Сомов». Фото автора

В ряде статей, опубликованных на GoArctic, рассматривались последовательные изменения геополитического влияния Арктики на европейской карте.

В эпоху раннего средневековья происходят редкие походы скандинавских конунгов «в Бьярмаланд, чтобы добыть меха». Постепенно начинает складываться арктический торгово-хозяйственный путь из варяг в бьярмы (А.В. Головнев) из Скандинавии на Кольский полуостров и в Белое море. Этот путь дублирует балтийский путь в северные земли. Позднее проторенными норманнами путями двинутся новгородцы.

Далее Русский Север становится ареной соперничества Новгородской республики, Владимиро-Суздальского княжества, Москвы и Волжской Булгарии за ресурсы (в основном мягкую рухлядь). Жители Беломорья порой становятся объектом нападений норманнов, совершая ответные вылазки.

Зримый перелом в осознании важности этого арктического региона для международной торговли происходит в шестнадцатом веке, после прибытия заплутавшего в поисках северо-восточного прохода на пути в Китай английского капитана Ричарда «Рыцарта» Ченслора сначала к берегам Белого моря, а затем в Москву, к престолу Ивана Грозного.

Прибытие англичан во время блокированной из-за Ливонской войны балтийской торговли, когда новая коммуникация становилась путем подвоза оружия и боеприпасов (и местом сбыта собственных товаров), сразу же высветило стратегическую ценность Беломорья для Руси. В дальнейшем необходимость баланса между экономической и военной (оборонительной) составляющей региона, столь необходимого для развития всей державы, будет только актуализироваться.

В XVII веке ресурсная зависимость британского флота от русской продукции оказалась настолько велика, что в эпоху Смутного времени англичане едва не решились на установление протектората в Поморье. Дальнейшие все усложняющиеся англо-русские геополитические противоречия привели к появлению английской эскадры в Белом море во время Крымской войны.

К рубежу 19 и 20 веков в европейской части российской Арктики сложилась уникальная ситуация. Из-за потепления климата усиливается уязвимость региона от военных угроз.

В 1870-е годы происходят успешные плавания норвежских промышленников в Карское море, англичанина Виггинса и шведского полярного исследователя Норденшельда в сибирские реки и по Северо-восточному проходу. В 1873 году происходит знаменитое открытие Земли Франца-Иосифа австро-венгерской экспедицией Ю. Пайера и К. Вайпрехта.

К уже упомянутым противоречиям между Российской империей и великими державами добавляются разногласия со скандинавскими соседями, вызванные, прежде всего, неопределенностью юридического статуса Новой Земли.

Смягчение климата и улучшение ледовой обстановки приводит к резкому росту активности норвежских промышленников. Из незамерзающих фьордов, омываемых нордкапской ветвью теплого Гольфстрима, норвежцы уже весной устремляются к новоземельским зверобойным промыслам. Русские промысловики, вынужденные дожидаться схода льда в горле Белого моря, прибывают к своим традиционным местам лова значительно позже, когда распуганный норвежцами зверь уже уходил.

-2

Такое положение вещей не могло не озаботить губернские власти. В 1869 году архангельский губернатор Н.А. Качалов пишет Александру II:

«К Новой Земле и в Карское море ежегодно приходит значительное число иностранных кораблей, которые бьют в наших водах морского зверя в большом количестве, и остановить этого губернатор не имеет возможности по неимению мореходного судна».

Воззвания губернатора не остались незамеченными.

В 1870 году военная эскадра кораблей Балтийского флота (корвет «Варяг», клипер «Жемчуг», шхуна «Секстан») под флагом вице-адмирала К.Н. Посьета направилась к берегам Новой Земли. В походе участвовал Великий Князь Алексей Александрович, архангельский губернатор Н.А. Качалов и академик А. Ф. Миддерндорф с группой исследователей.

Эскадра успешно достигла архипелага и вошла на малокармакульский рейд; на берегу состоялась православная служба с участием судового церковного хора, на возвышенности острова установили деревянный крест с памятной доской. Позже на средства Великого Князя поморской ладьей на побережье Костиного Шара доставили деревянную избу для промышленников.

-3

Стоит особо подчеркнуть беспрецедентность этого события для удаленного от столицы северного региона. Командующий эскадрой вице-адмирал К.Н. Посьет являлся не только попечителем Великого князя и царедворцем из императорской свиты, но и входил в совет Русского географического общества. Более того — в обсуждении плана-посещения архипелага участвовал лично Александр II, для чего в Царское село были приглашены ученые — члены экспедиции.

Поход 1870 года недвусмысленно продемонстрировал всем заинтересованным сторонам права России на владение архипелагом. Однако отсутствие на островах оседлого населения оставляло для иностранных держав место для маневра и возможность для притязаний (на примере Шпицбергена). Организация постоянных поселений на Новой Земле становится для российских властей первоочередной задачей.

В качестве будущей «столицы» архипелага было выбрано становище Малые Кармакулы, где в 1877–1878 годах Обществом спасания на водах под председательством К. Н. Посьета производится строительство спасательной станции. Работами руководит поручик корпуса флотских штурманов Е.А. Тягин. Вскоре за проведенные в ходе зимовки метеорологические исследования поручик Тягин удостаивается награждения малой золотой медалью от Императорского Русского географического общества. Командир Архангельского порта Л. Ухтомский, 23 июля 1879 года забиравший поручика с семейством, в своем донесении в Гидрографический департамент пишет:

«Зимовка Тягина служит ясным доказательством возможности оседлой там жизни...»

Поручик Тягин с женой, которая во время зимовки родила на Новой Земле дочь Нину
Поручик Тягин с женой, которая во время зимовки родила на Новой Земле дочь Нину

Благодаря энергичным действиям властей освоение Арктики продолжается. В 1880 году начинает функционировать линия Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, связывающая Новую Землю с материком. Рейсы проводятся в начале и конце навигации, а с 1890 года судно начинает заходить не только в Малые Кармакулы, но и в Маточкин Шар.

19 июня 1881 года Комитетом Министров утверждается положение о колонизации Новой Земли. Каждому будущему переселенцу устанавливается денежное пособие в 350 руб. и гарантируется десятилетний срок освобождения от уплаты всех казенных и земских сборов.

Желающих переселиться на неведомую Новую Землю оказывается столь много, что губернские власти были завалены письмами с прошениями о переселении со всех уголков России. Большинство обратившихся не имело ни малейшего представления о географии арктического архипелага.

Губернатор Н.М. Баранов был вынужден давать разъяснения в газете «Архангельские губернские ведомости», где предостерегал будущих переселенцев:

«Все те лица, которые… рассчитывают заняться хлебопашеством, впадают в великую ошибку».

Опираясь на выстроенную в Малых Кармакулах инфраструктуру, на новоземельской станции проводятся многочисленные научные исследования. В 1882–1883 годах здесь проходят мероприятия Первого международного полярного года. Еще одна российская арктическая исследовательская станция Сагастырь обустраивается в дельте Лены.

В 1887 году А.И. Вилькицкий проводит на Малых Кармакулах цикл гравитационных измерений, включенных в международную программу исследований, призванных уточнить форму Земли. В 1896 году для наблюдения за полным солнечным затмением на Новой Земле высаживается целый научный десант из Санкт-Петербурга, Казани и Оксфорда.

В общественном поле происходит постепенное осознание пророческого изречения М. В. Ломоносова, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» (выделено мной; окончание цитаты обычно забывают — В.П.).

В 1898 году в Великобритании спущен на воду «Ермак», первый в мире ледокол, построенный по заказу русского правительства. С идеей строительства ледокольного судна выступил известный флотоводец С. О. Макаров, поддержанный Д. И. Менделеевым.

В 1899 г. в Екатерининской гавани был открыт Александровск-на-Мурмане — новый порт и уездный город, предназначенный для снабжения нескольких десятков мелких рыбацких становищ.

Несмотря на поступательное развитие арктических исследований и постепенное обустройство береговой инфраструктуры, баланс между экономической и военной (оборонительной) составляющей, столь необходимый для устойчивого развития Арктики, оказывается нарушен.

В 1862 г. адмиралтейство и военный порт в Архангельске упраздняются; в Беломорской флотилии теперь числятся лишь пароход «Самоед» и винтовая шхуна «Полярная звезда». Оставляет желать лучшего и состояние укреплений. Уже упомянутый «Ермак», который в зиму 1899–1900 года вызволил из ледового плена на Балтике крейсер «Громобой» и броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», чем уже полностью оправдал траты на свое строительство, тем не менее, приписан к коммерческому флоту, а вовсе не к военному ведомству.

Спасение «Ермаком» (стоимость 0,5 млн руб.) броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (стоимость 4,5 млн руб.) у Гогланда
Спасение «Ермаком» (стоимость 0,5 млн руб.) броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (стоимость 4,5 млн руб.) у Гогланда

Экономическое развитие Севера не обеспечивалось в полной мере военной поддержкой, а вот возможная блокада неприятелем Поморья угрожала уже не только Архангельску, но и самому существованию всей огромной империи. И события Первой мировой войны это доказали со всей очевидностью.

Впрочем, эта тема отдельной статьи…

***

Автор: Владимир Привалов, специально для GoArctic