Нет-нет, монастыри, соборы и даже некоторые купеческие дома, а равно и прочие архитектурные изыски на указанном маршруте имеются в избытке, переходящем в переизбыток. Но мы туристы неправильные, и нам архитектуру затмил архетип. В окрестностях Мышкина родился Пётр Арсеньевич Смирнов, водочный король; в Угличе, в трактире у своего дяди, половым, он начинал свою карьеру.
Вообще, это поразительно: сын крепостных крестьян, трудом, умом и упорством поднявшийся до самых олимпийских купеческих высот: последний годовой балансовый отчёт, подписанный Смирновым лично в 1897 г., составлял 19 713 955 рублей! 13 млн. из этих денег ушло на акцизы - вот они, денежки, на которые осуществлялись государственные проекты. Для сравнения, самый популярный смирновский напиток, столовое вино №21, стоило 40 копеек за бутылку.
Естественно, что и Мышкин, и Углич, почитая Петра Арсеньевича за своего, хранят о нём монументальную память: в Мышкине есть Дом-музей П.А.Смирнова, в Угличе - Музей истории русской водки. К огорчению путешествующих за рулём, в обоих музеях - наливают. Кстати, угличский музей в некоторых путеводителях изящно поименован "Библиотекой русской водки". Что побуждает слегка видоизменить старый анекдот: "Ты где был? - В библиотеке. - А почему от тебя водкой пахнет? - А чем от меня должно пахнуть - книгами?.."
Впрочем, начали мы издалека, из Ростова Великого, где в одной из многочисленных экспозиций Ростовского кремля представлена древняя посуда:
Перед вами, граждане, два кувшина, ендова, братина, чарочка и ковшик. Вещи 17-19 веков. А звучат-то, звучат как, а? Ендова, братина...
Есть и посовременнее, постекляннее; извольте: два бочонка, кувшин и две бутылки из-под пива; бочонок 18 века, остальные вещи - позапрошловечные. Вещи те в шкафу, да за стеклом, да сам-то шкаф - в стене:
Ну, а ещё здесь - изумительная сопроводительная настенная наглядность; это вам не "Действия сотрудников в случае пожара":
Тему посудной периферии продолжает и Музей истории русской водки; здесь тоже, пожалуйста - посуда стеклянная, посуда прочая:
На третьем фото в карусели, на переднем плане, кстати, древний самогонный аппарат, заметили?
Кстати, для торговли казённым спиртосодержащим продуктом требовалось казённое же разрешение; выглядел, правда, патент попроще, чем сейчас:
При взгляде на полки этой "библиотеки" глаза паки и паки разбегаются:
Для понимающих и ценителей - специальный зум на культовые ёмкости советской эпохи:
Не обошлось в музее и без воспитательно-просветительской работы: за стеклом - шестикилограммовая чугунная медаль "За пьянство" введённая Петром Первым для любителей погоняться за зелёными чёртиками: медаль сия вешалась отличившемуся на шею, замыкалась замками и не снималась, доколе оный пияк не образумится.
На выходе из музея - простая, но честная констатация, привет американским псевдопоследователям П.А.Смирнова:
В музейном холле - тоже наглядная агитация, лайт-версия:
"Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах" и прочие крылатые народные максимы - классика...
В Мышкине, к сожалению, пофотографировать не дали, но некоторыми видами настоек - попотчевали. Очень. То есть, паки и паки. Зело. Побывайте. Не пожалеете.