Князь Андрей Юрьевич, сын Юрия Долгорукого, был важнейшей фигурой в ранней истории России. Он был первым великим князем, который перенес политический центр Русской земли с юга в новозаселенный регион Залесье. Однако его приход к власти не обошелся без противоречий.
Еще при жизни отца князь Андрей ослушался его воли и отказался стать правителем Вышгорода под Киевом. Вместо этого он отправился в родной Суздаль, взяв с собой знаменитую икону Богоматери, написанную евангелистом, апостолом Лукой.
Из Залесья Андрей пытался править самодержавно и установить верховенство Залесья на Руси, даже взял и разграбил Киев в 1169 году. Это был первый случай, когда мать городов русских была взята и опустошена своими же соотечественниками.
Андрей, не желая зависеть от бояр, основал свою столицу в молодом городе Владимире, рядом с которым построил свою резиденцию в селе Боголюбове. Одни считают, что князь был прозван Боголюбским в честь села, другие говорят, что он был боголюбив, регулярно совершал все церковные обряды, дарил деньги и земли церквям и монастырям.
Несмотря на свою набожность, самодержавная политика Андрея нажила ему много врагов, и он окружил себя телохранителями из крещеных евреев и бывших мусульман, которые в конце концов предали его. Князь был убит множеством ударов, и судебно-медицинские эксперты установили, что непосредственно его убили только два человека, а смерть наступила от потери крови, а не от поражения какого-либо жизненно важного органа.
В 1930-х годах антрополог Михаил Герасимов реконструировал внешность Андрея, основываясь на его черепе. Однако недавнее исследование останков князя в начале XXI века показало, что в его внешности не было ничего монголоидного, как считалось ранее. Вместо этого у него были высокие скулы и узкие глаза, вероятно, унаследованные от матери-половчанки.
Жизнь и наследие князя Андрея сложны и отражают раннюю историю самой России. Его шаг по созданию нового политического центра в Залесье был спорным, а его самодержавная политика нажила ему врагов. Однако его преданность церкви и поддержка ее институтов помогли утвердить власть церкви в раннем русском обществе.
По мере расширения исследований, посвященных жизни и смерти князя Андрея, вероятно, будут появляться новые подробности. Однако его место в русской истории как первого великого князя, создавшего новый политический центр, остается незыблемым, даже несмотря на то, что противоречия, связанные с его правлением, продолжают обсуждаться.