Зилант снова над городом.
Здравствуйте.
Сегодня мы продолжаем серию публикаций о железнодорожных вокзалах.
Ранее у нас был материал о Киевском вокзале в Москве.
Посмотреть его можно, перейдя по ссылке:
https://dzen.ru/video/watch/637e2e874c582919ad858042
Сегодня у нас на очереди - Казанский вокзал, наверное одного из самых заметных и известных в Москве железнодорожных вокзалов.
Сначала, Казанский вокзал был Рязанским вокзалом.
Первое деревянное здание вокзала было построено в 1862 году.
В том же 1862 году отсюда ушел первый поезд по маршруту Москва-Коломна.
Подписываясь на канал, вы помогаете нам делать его лучше и интереснее.
Нажав на кнопку “нравится” (лайк) - вы помогаете другим узнавать о канале.
Если вам понравилась публикация - поделитесь ею с друзьями.
Если вы подпишитесь на наш канал, то сможете своевременно узнавать о новых публикациях.
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqy
В 1864 году было построено первое каменное здание вокзала. Небольшое, имевшее общую крышу с дебаркадером над путями и платформами здание.
Над входом, как это и положено на вокзале, высилась башня с часами.
До наших дней полностью сохранилось здание бывшего веерного паровозного депо, построенного в 1864 г. в одном стиле со зданием вокзала.
Сейчас в здании депо размещаются службы РЖД и отдел СК РФ на транспорте.
В связи с открытием в 1893 году пассажирского движения до Казани вокзал был переименован в Казанский.
Увеличение пассажиропотока потребовало строительства нового вокзального здания, решение о строительстве которого, руководством железной дороги было принято только в 1910 году.
Был объявлен архитектурный конкурс на проект «ворот на Восток», которые должны символизировать связь Европы и Азии.
В объявленном конкурсе победил проект А. В. Щусева.
29 октября 1911 года Щусев был официально утверждён главным архитектором строительства нового вокзала, финальный проект которого был согласован 12 ноября 1913 года.
Сначала Первая мировая, а затем Гражданская война повлияли на продолжительность строительства, которое началось в 1913 году и полностью завершилось лишь в 1940 году.
В 1919 году здание было сдано в эксплуатацию в упрощённом виде.
В 1926 году был завершён первый этап строительства и отделки.
В 1940 году был окончен последний этап строительства, однако, многие планы Щусева остались не осуществленными.
Заказанные еще в начале строительства по эскизам Щусева часы со знаками зодиака были пущены только в 1923 году и проработали до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Голос часам был возвращен только после реконструкции в 70-х годах 20 века.
Безусловное украшение Казанского вокзала - башня высотой 73 метра, стилизованная под дозорную башню Сююмбике Казанского кремля.
Безусловно - Боровицкая башня кремля тоже из этого роду-племени. Скорее всего, Казанская башня была построена по подобию Московской, ну а башня на Казанском вокзале является отсылкой к башне Казанского кремля.
Ну а главное украшение башни и одна из главных достопримечательностей Казанского вокзала это позолоченная фигура зиланта на шпиле башни.
Зилант — крылатый змей из татарских легенд и сказок. Существо, считающееся защитником и покровителем Казани. Зиланта можно увидеть на флаге города Казань.
Совсем недавно завершилась реставрация флюгера и обновленную фигуру вернули на шпиль.
Поэтому вот зилант со шпиля Казанского вокзала в более приемлемом качестве. Фото из сети интернет.
Мы уже видели цитирование в облике Казанского вокзала на примере башни, но это далеко не полный перечень цитат и отсылок в архитектуре вокзала.
Вот смотрите:
Левая башня Казанского вокзала.
А вот Кутафья башня Кремля.
Или вот еще:
Часовая башня Казанского вокзала
Слегка напоминает часовую башню св. Марка в Венеции.
Не находите похожими башни?
Ну и часики. Угадайте где из Венеции, а где московские?
Зал пригородного сообщения был пристроен к вокзалу в начале 1950-х годов. В принципе, всё пристроенное позже - гармонично вписалось в общий облик вокзала.
В 1987—1997 годах Казанский вокзал был капитально реконструирован.
Во время реконструкции по оригинальным чертежам была построена Царская башня и подземный пешеходный переход с выходами на все платформы вокзала.
В интерьере наиболее выразителен зал ресторана, которому был придан вид трапезной палаты времён московского барокко. Зал огромен, его свод богато декорирован.
В оформлении присутствуют белоснежные с позолотой детали, живописные вставки, лепнина, встроенные в простенки зеркала.
Каждый кто хоть раз был в зале ожидания, бывшем зале ресторана, на Казанском вокзале, обращал внимание вот на эти порталы. Уж очень они напоминают витрины.
Действительно - первоначально эти порталы были витринами буфетов в зале ресторана.
Вот так их видел автор - А.Н. Бенуа.
А вот так это выглядело на моделе С.А. Евсеева.
Особую роль в декорировании зала ресторана играет живопись (художник Е. Е. Лансере).
Но талант Лансера живописца-монументалиста в полной мере раскрылся в двух панно на стенах вестибюля вокзала.
Вокзал осмотрели, внутри побывали и теперь самое время пройти по тому самому подземному переходу, проходящему под всеми путями и платформами вокзала.
Но, прежде бросим взгляд на окрестности с высоты птичьего полета и отправимся дальше.
Да именно с высоты. Ведь на главной башне Казанского вокзала есть смотровая площадка.
Поднимимся, посмотрим и сравним с тем, как было раньше.
На этом все, отправляемся в тоннель.
Короткий ролик о прохождении по тоннелю под путями Казанского вокзала - вы сможете посмотреть в видеоролике который выйдет на нашем канале уже скоро.
На этом у нас все.
Оставайтесь с нами.
Хорошего вам дня.