Найти тему
ВТБ Страна

5 историй крепостных художников

Оглавление
Николай Неврев. «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», 1866 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Николай Неврев. «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», 1866 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

До реформ 1861 года людей, в том числе творческих, в Российской империи официально можно было покупать, дарить или передавать в качестве приданого. Вспоминаем истории пяти известных крепостных живописцев со счастливым и трагическим концом.

Василий Тропинин: крепостной кондитер и модный портретист

Василий Тропинин. «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль», 1846 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Василий Тропинин. «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль», 1846 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Один из самых известных русских портретистов первой половины 19 века, Василий Тропинин получил вольную только в 47 лет. Он происходил из крестьянской семьи: рисунки дворового мальчика служили забавой для господских детей. Хозяин отправил Тропинина в Петербург учиться кондитерскому делу: как вспоминал художник, его «первыми художественными опытами были разнообразные кремовые розочки». В свободное время он посещал Академию художеств и с финансовой помощью доброжелателей стал вольнослушателем.

Закончить художественное образование Тропинин не успел: хозяин, граф Морков, приказал ему вернуться в имение. Художник исполнял обязанности кондитера и лакея, писал портреты хозяев и прислуживал за столом. Только под давлением поклонников таланта художника Морков дал ему вольную — единственному из семьи. Жена и сын Тропинина получили вольную лишь пять лет спустя.

Иван Аргунов, человек графа Шереметева

Иван Аргунов. «Портрет неизвестной в русском костюме», 1784 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Иван Аргунов. «Портрет неизвестной в русском костюме», 1784 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Крепостной князя Черкасского, Иван Аргунов в 1743 году «отошел» графу Петру Шереметеву в качестве приданого его жены. Новый хозяин Аргунова был одним из богатейших людей своего времени: владел знаменитым Фонтанным домом и усадьбой Кусково под Москвой, не жалел средств на содержание собственного крепостного театра.

Аргунов учился живописи сначала у своего двоюродного брата, затем — у придворного портретиста Георга Гроота. Художник не только сам писал талантливые камерные и парадные портреты, в том числе императрицы Екатерины II, но и обучал основам мастерства потерявших голос придворных певчих и крепостных. Полностью отдаться творчеству Аргунову мешали многочисленные хозяйственные обязанности: до конца жизни оставаясь крепостным, он был управителем домов и имений Шереметевых, принимал участие в строительстве дворца-театра в Останкино. Вольную получила только дочь художника — после смерти отца, в знак внимания к его заслугам.

Орест Кипренский: получил вольную от отца

Орест Кипренский. «Автопортрет», 1828 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Орест Кипренский. «Автопортрет», 1828 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Любимец русской аристократии начала 19 века, получивший признание и в Европе, Орест Кипренский родился у крепостной крестьянки Анны Гавриловой. Считается, что его отцом был помещик Алексей Дьяконов, а не Адам Швальбе, за которого поспешили выдать замуж Анну. Орест рано проявил способности к живописи: когда ему было шесть лет, Дьяконов выписал ему вольную и отправил в училище при Академии художеств.

Кипренский — такой псевдоним взял художник — быстро добился успеха, прославился в Санкт-Петербурге и Москве как портретист и благодаря протекции императрицы Елизаветы Алексеевны совершил поездку по Европе, где удостоился чести написать автопортрет для галереи Уффици. Увы, столь удачную карьеру бывшего крепостного изрядно подпортил несчастный случай с натурщицей, которая умерла при невыясненных обстоятельствах. Скандал получил огласку и бросил тень на репутацию художника, который был вынужден покинуть Италию. Со временем слухи улеглись, у Кипренского вновь появились заказы: он написал, пожалуй, самый известный портрет Александра Пушкина.

Григорий Сорока: садовник помещика Милюкова и ученик Венецианова

Григорий Сорока. «Автопортрет», вторая половина 1840-х — начало 1850-х годов, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
Григорий Сорока. «Автопортрет», вторая половина 1840-х — начало 1850-х годов, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Менее благосклонна судьба была к садовнику Григорию Сороке, крепостному помещика Николая Милюкова. Соседом Милюкова по имению был Алексей Венецианов: художник оценил дарование талантливого крепостного и добился для него возможности учиться. На Академию художеств владелец не согласился, но отправил Сороку на обучение в школу Венецианова, где тот преуспел в пейзажах, портретах и интерьерной живописи.

Несмотря на многочисленные просьбы Венецианова дать Сороке вольную, Милюков каждый раз отказывал: свободу художник получил только в результате реформы 1861 года. Из-за тяжбы с бывшим хозяином Сорока был приговорен к телесному наказанию, не вынес унижения и покончил с собой.

Василий Сазонов: раб его сиятельства графа Румянцева

Василий Сазонов. «Портрет графа Николая Петровича Румянцева», между 1826 и 1830 годами, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, © Public Domain
Василий Сазонов. «Портрет графа Николая Петровича Румянцева», между 1826 и 1830 годами, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, © Public Domain

Завершим подборку на оптимистичной ноте. Василий Сазонов, «раб его сиятельства гр. Н. П. Румянцева», с детства проявлял способности к искусству. Барин это заметил и отправил своего крепостного учиться в Академию художеств, оплачивая его содержание и обучение. В отличие от помещика Милюкова, Николай Румянцев в знак уважения к талантам Сазонова в возрасте 21 года дарует художнику вечную волю, а сверх того берет на себя обязательство «вносить за него в Академию за содержание его деньги, что следовать будет впредь до окончания его воспитания». Позже Румянцев оплатит и поездку художника в Европу для усовершенствования в художестве.

Василий Сазонов надежды благодетеля оправдал: окончил Академию с золотой медалью, писал исторические картины, портреты и иконы, добился звания академика живописи.

Творчество не всегда подразумевает полную свободу от обстоятельств, условий времени и исторических событий. Больше о судьбах художников и их картинах рассказываем на сайте
проекта «ВТБ — России».