Сегодня, 21 февраля, свой профессиональный праздник отмечают экскурсоводы.
Важность профессии экскурсовода сложно переоценить: большинство музейных экспозиций включают в себя лишь краткое текстовое пояснение, в то время как экскурсовод способен рассказать не только об истории объекта, но и об интересных фактах, связанных с экспозицией. Экскурсии по городу гораздо интереснее и увлекательнее, если маршрут разработан специалистом. Не всегда здания оснащены специальными стендами, а телефон с информацией в руках не даст полноценно прочувствовать атмосферу города с богатой историей.
В век информационных технологий все большее количество музеев и выставочных комплексов переориентируются на интерактивную подачу материала. Как этот фактор влияет на работу экскурсоводов? Является ли это вспомогательным ресурсом или, наоборот, усложняет работу? Пресс-служба ТвГУ задала эти и другие вопросы руководителю кафедры социально-культурного сервиса ТвГУ, готовящей профессиональные кадры в сфере услуг, в том числе экскурсоводов, — Ольге Константиновне Ермишкиной.
— Ольга Константиновна, добрый день! Как экскурсионному делу удается шагать в ногу со временем? Какие нововведения помогают оставаться ему актуальным?
— Экскурсионное дело с момента зарождения, безусловно, претерпело много изменений. В разные периоды менялись его функции, виды, формы. Для современного этапа характерно стремление к интерактивности, например, вовлечению экскурсантов в процесс освоения города. В связи с этим активно используются такие формы, как квесты, иммерсивные экскурсии, экскурсии с мастер-классами и дегустациями. Важным изменением стало преобладание индивидуальных экскурсий над групповыми. Необходимо сохранить фундаментальную методику подготовки экскурсии, но значительно поменять методику ее проведения. Это сложно. Для индивидуальных туристов необходимо разрабатывать аудио-экскурсии. Их становится все больше. Основной тенденцией сегодня является тренд на многообразие экскурсионной деятельности. Это касается тем, форм, разработок для разных категорий экскурсантов (детей, людей «серебряного возраста», людей с ОВЗ).
— Интерактивность и вовлечение это важно, но как соблюсти баланс между интересной подачей материала и информативностью экскурсии/выставки?
— На мой взгляд, нельзя противопоставлять информативность и интересную подачу материала. Любой сложный материал можно и нужно подавать интересно. Я горячий сторонник популяризации научных знаний.
— Проектом нового закона о туризме в России впервые вводится понятие туристического маршрута. Какие из региональных турмаршрутов, по вашему мнению, были бы востребованы в Тверской области?
— В тверском регионе, как и по всей России, высокий спрос на рекреационный, историко-культурный, этнографический, гастрономический, экологический, агротуризм. За последнее время в Тверской области создано множество объектов туристического показа и туристической инфраструктуры. Фактически, мы можем проектировать различные программы, адресованные разным категориям экскурсантов и туристов.
— Какие новые виды социально-культурой деятельности, которые раньше не определялись как сервисные, появились?
— Сервис охватывает все большее число сфер: мы являемся получателями образовательных, медицинских, экскурсионных, транспортных, информационных и других услуг. Не всегда мы готовы к этим изменениям. Например, обществом негативно воспринимается переход к понятию «образовательных услуг». В российском обществе образование воспринимается шире, чем предоставление услуг, это — передача знаний, опыта, связанные с особой ролью педагога и наставника.
— Как вы считаете, специалист социально-культурного сервиса — это, в первую очередь, организатор и сотрудник сферыуслуг или историк-исследователь?
— В сфере сервиса могут быть заняты различные специалисты — и исследователи, и менеджеры, и аниматоры, и экономисты, и кураторы выставок. Важно, чтобы люди, занятые в сфере сервиса, умели устанавливать контакт с потребителями, имели широкий кругозор, были стрессоустойчивы, проявляли гостеприимство.
— Каким образом вам удается реализовывать потенциал своих студентов в сервисной/экскурсионной деятельности?
— У современных студентов возможностей для реализации творческого, научного, профессионального потенциала гораздо больше. Достигается это различного рода коллаборациями с партнерами, которые значительно расширяют ресурсы для воплощения своих проектов. Для нас это взаимодействие с Министерством туризма Тверской области, Всероссийским историко-этнографическим музеем в Торжке, Тверской областной картинной галереей, Тверской областной библиотекой имени А.М.Горького, артотекой «Березовый сказ», Тверским отделением Российского союза туриндустрии, ООО»Завидово – Дивелепмент» и другими.
— Спасибо вам большое, Ольга Константиновна, за то, что рассказали нам больше об этой интересной профессии.
— Пользуясь случаем, поздравляю с профессиональным праздником студентов и выпускников нашего направления, сотрудников кафедры социально-культурного сервиса и коллег, работающих в экскурсионной сфере! Желаю много интересной работы, отзывчивых экскурсантов, надежных партнеров, возможности самореализации в профессии!
Мы также задали несколько вопросов студентам направления «Сервис», многие из которых могут связать свою жизнь с экскурсионным делом.
Студентка третьего курса Екатерина Румянцева рассказала о самых запоминающихся проектах, в которых ей удалось принять участие:
— Самой запоминающейся для меня стала разработка экскурсионного маршрута «Я нарисую город акварелью...» по Твери в рамках дисциплины «Методика проведения экскурсий». Запомнилась она именно тем, что передо мной стояла задача разработки оригинального маршрута, которого ранее не существовало, это возможность раскрытия экскурсионного потенциала. В процессе работы я получила огромный опыт по разработке нормативных документов, методике проведения экскурсии, а также, в очередной раз, это была возможность проявления творческих идей и талантов. Никогда не забыть этот солнечный день и мою часть экскурсии у Императорского Дворца! При помощи моей художественной кисти «Белка» в руке мне удалось в красках передать историю места, да еще и связать с уникальной темой маршрута (художественные произведения, изображения города Тверь) посредством интерактива: вы когда-нибудь обращали внимание на символ, которым увенчано восточное крыло Дворца? Это был мой первый экскурсоводческий опыт, уже на втором курсе. Мы должны безмерно благодарить наших преподавателей и кафедру за такие возможности и опыт.
Студентка третьего курса Ева Бельтюкова рассказала:
— Самым запоминающимся мероприятием для меня стало участие в роли волонтера в конкурсе видеороликов «Диво России». Также было интересно работать над выставкой «Великих дел великий зачинатель», узнавать новое про Петра Первого, пробовать себя в новой сфере.
Их однокурсница Анна Таланова отметила:
— В своей учебно-практической деятельности я сталкивалась со многими проектами. Самыми, пожалуй, запоминающимися стали: выставка про Петра I «Окно в Европу» и событийное мероприятие «Екатерининская миля». Выставку, посвященную юбилею первого русского императора, мы, студенты 2 курса направления «Сервис», готовили в рамках учебной деятельности в Тверском государственном университете. Выставка представляла собой тематическую инсталляцию, демонстрирующую преобразования Петра I в различных сферах жизни дворян конца XVII - начала XVIII века. Опыт воплощения идеи в ее физическом исполнении показался мне волнующим и запоминающимся. Взаимодействие с людьми, погружение в эпоху… Похожие чувства я испытала во время участия в «Екатерининской миле». В городском фестивале я участвовала как волонтер и смогла еще ощутимее осознать степень погруженности всех в атмосферу события. Этот опыт бесценен!
Мы поинтересовались у девушек, хотели бы они работать по специальности после выпуска.
— Безусловно, я хотела бы работать по специальности, — говорит Анна Таланова. — В частности, развиваться в направлении выставочной деятельности. За 3 года учебы в Тверском государственном университете я участвовала в выставочных мероприятиях, подготавливала групповой проект и, наконец, для своей выпускной работы также выбрала выставочную сферу. Работа, связанная с воплощением идеи в нечто материальное, ощутимое, является для меня очень вдохновляющей, и я надеюсь в будущем двигаться в этом направлении и постоянно искать что-то новое!
— Я думаю, что да, — соглашается с однокурсницей Ева Бельтюкова. — Мне интересна сфера туризма и гостеприимства, я бы хотела работать в туристической компании или в каком-либо музее.
— После выпуска мне хотелось бы работать в экскурсионном и выставочном деле. Эти сферы мне кажутся достаточно перспективными и привлекательными. Это именно та деятельность, которая приносит мне удовольствие, положительные эмоции и комфорт, — отмечает Екатерина Румянцева.
Студентки также поделились своими мыслями о том, что они, как будущие специалисты, хотели бы изменить в туристическом деле Твери или привнести в него.
— Туристическое дело в Твери, в настоящий момент, активно развивается, — считает Анна Таланова. — Запросы потребителей услуг растут в геометрической прогрессии и поэтому, как будущий специалист сферы сервиса, я хотела бы внести нечто новое для привлечения туристов в наш богатый дарами природы и историческими памятниками край. В этом ключе должны сплоченно работать все работники и служащие туризма и сервиса. Постоянное совершенствование и инновации — ключ к успеху. Что касается выставочной деятельности, то я хотела бы сделать все, что будет в моих возможностях, чтобы доказать, что выставка — это не пережиток прошлого. Она может быть современной, интерактивной, вдохновляющей и захватывающей.
— Я бы хотела развивать в Тверской области экотуризм и сельский туризм, — рассказывает Ева Бельтюкова. — Тверская область богата замечательными поселками, лесами, озерами, поэтому это отличная возможность появления новых маршрутов. Также хотелось бы развивать туристическое волонтерство среди студентов.
— Потенциал Тверской области велик: существует множество нераскрытых тем, нетронутых маршрутами объектов, неотпразднованных событий, — считает Екатерина Румянцева. — Именно эти направления и мотивируют меня создать уникальные и оригинальные продукты для Тверской области в будущем.
Пресс-служба ТвГУ благодарит руководство и студентов кафедры социально-культурного сервиса за возможность больше узнать о подготовке специалистов экскурсионного дела. Мы поздравляем вас с праздником! Преподавателям желаем еще больше активных и инициативных студентов, а студентам — не терять уже имеющийся запал на новые свершения!