Стиль "Барокко" распространился по Германии после окончания Тридцатилетней войны. Первые здания и дворцы в этом стиле строились по французскому образцу, подобно зданиям Людовика XIV в Версале.
«Барокко» можно перевести с итальянского как «причудливый», «склонный к излишествам».
Здания, построенные по законам барокко, обильно украшают причудливыми, живописными архитектурными деталями, лепниной, сложными скульптурными композициями и картинами.
Первым был построен дворец Цвингер в столице Саксонии городе Дрездене, расположившись на северо-западе исторической части города. Это не дворец, это сразу дворцово-парковый комплекс из четырех зданий, строительство которого продолжалось с 1709 по 1728 годы под руководством архитектора Маттеуса Пёппельмана.
Он предназначался для проведения на его территории придворных праздников,а его архитектурный стиль получит позднее архитектурное классификационное имя – «южногерманское барокко».
«Цвингер», это средневековой немецкий военный термин, обозначающий «узкое пространство между внутренними городскими стенами и внешними укреплениями».
Это было актуально для 1547 года, когда Дрезден стал столицей Саксонии, где находилась резиденция курфюрстов- главных и влиятельных германских князей, для безопасности оных и нужна была мощная крепостная защита.
К началу века XVIII все изменилось – город Дрезден разросся, жилые кварталы вышли за крепостные стены и «укрепсооружения» оказались не нужными и лишними.
Строительство дворцового комплекса началось в 1709 году по приказу Курфюрста Саксонии Августа Сильного, когда на пустующем Цвингере выстроили сначала оранжерею, в которой начали выращивать экзотические цветы, кустарники и деревья.
Несколько позже на месте старого бастиона устроили площадку с амфитеатром для развлечений, где проводились и спортивные соревнования, и пиры, и праздники.
Летом 1719 года, к свадьбе крон-принца Августа III с принцессой Марией, дочерью императора Йозефа II, в Цвингере началось грандиозное строительство! На месте крепостных стен и потерявших свое назначение бастионов возвели новые сооружения – праздничные и торжественные.
Постепенно, следуя за модой, оранжереи и павильоны для развлечений превратились в культурные центры. Первыми, в 1727 году, по приказу курфюрста были открыты Музей европейского искусства и Музей достижения немецкой науки.
Музейные коллекции постоянно пополнялись новыми экспонатами, на которые правители не жалели денег.
Цвингер поражает воображение своим великолепием и пышной роскошью. Центр Цвингера - прямоугольный двор с фонтанами, старинными фонарями и клумбами. По периметру которого –одноэтажные арочные галереи с плоской крышей и павильонами в виде подков. У входной арки конная скульптура создателя Цвингера – курфюрста Августа II. На куполе позолоченная корона – атрибут власти Августа Сильного, ее поддерживают четыре орла. Окружают купол восемь скульптур в человеческий рост.
Самая высокая часть Цвингера – Павильон на валу. Слева от входа – Французский павильон, у входа в который грот под названием «купание нимф», который считается подлинной роскошью саксонского барокко.
На откосе старинного крепостного вала – гроты со скульптурными композициями и маленькими, умиротворяющими журчащими водопадами.
Павильон колокольчиков, его можно узнать по часам-курантам с колокольным звоном, который производят сорок колоколов разных размеров из позолоченного фарфора.
Посещая Цвингер, можно не только полюбоваться его неповторимой красотой роскоши и фантазии его создателей, но и посетить картинную галерею Дрездена, музей фарфора, где представлен Мейсенский фарфор, а для любителей - физико-математический музей и оружейную палату.
Второй, по дате о рождения является Вюрцбургская резиденция императора.
В решающие периоды истории Вюрцбурга им правили два архиепископа из рода Шенборнов, отличающихся любовью к искусству. Первый из них - Йоханн Филипп Франц фон Шёнборн в 1719 году занялся большим проектом дворца в стиле барокко, а Фридрих Карл фон Шёнборн способствовал завершению строительства его в 1744 году.
Фрески появились несколько позднее, художник Джованни Батиста Тьеполо работал над ними с 1751 по 1753 год. Внутреннее убранство дворца формировалось практически до конца XVIII века, а с 1765 по 1780 годы вокруг дворца возводился парк.
Дворец в стиле барокко, главная достопримечательность франкского города Вюрцбург, был построен в качестве резиденции вюрцбургского архиепископа. Наполеон его назвал «самым большим поповским домом Европы».
Архитектуру дворца специалисты признали «выдающимся образцом барочного дворца уникальной стилистической чистоты».
А еще он считается «самой необычной постройкой в стиле барокко на территории Германии».
К началу XVIII века уже не воинская слава, а строительство дворцов и парков, собирательство различных тематических коллекций и библиотек, способствовали самоутверждению высшего общества.
В 1719 году оружейных дел мастер, а по совместительству архитектор Бальтазар Нойман возглавил строительство первого этажа нового дворца, а вскоре ему поручили планирование и строительство всего здания. К моменту начала строительства Нойману исполнилось всего 33 года. За период строительства и отделки резиденции, за более чем тридцать лет при Ноймане сменилось пять епископов.
Общая композиция Вюрцбургского дворца во многом обязана Версалю – несколько флигелей объединены вокруг центрального здания. Внутренние дворы разделены поперечными строениями, образуя сложную конфигурацию из многочисленных корпусов и дворов.
Главный, парадный фасад обращен в сторону города. Глубокий внутренний двор закрывает ажурная решетка. Пышный барочный портал с балконом над портиком с колоннами, на который выходят арочной формы французские окна-двери. Балюстрада кровли в традиции итальянского барокко украшена многочисленными вазонами и скульптурой.
Императорский зал - сердце резиденции, к нему сходится круговая анфилада парадных комнат архиепископа.
Архитектор объединил комнаты в длинную анфиладу протяженностью более 160 метров. В южных комнатах, включающих Зеркальный кабинет, оформленных при Фридрихе Карле фон Шёнборне - господствует венское рококо (позднее барокко).
Северная анфилада, оформленная при Карле Филиппе фон Грайфенклау, это комнаты с тончайшими резными деревянными панелями и стукковой (тонкая штукатурка для отделки стен, архитектурных деталей и скульптурного декора) с декорацией из позолоченной и белой лепнины работы итальянского мастера.
Германия достигла вершины, любимой в рококо, игры света с зеркалами – ее вершиной является Зеркальный кабинет Вюрцбургского дворца.
Более 40 помещений дворца открыты для посещения туристов, где можно полюбоваться старинной мебелью, гобеленами, картинами, скульптурами – произведениями искусства XVIII века.
Вокруг дворца-резиденции разбит регулярный французский парк, с его правильными геометрическими формами. Он разделен на несколько зон – Восточный сад, Южный сад, Оранжерея и Кухонный сад (огород).
Вюрцбургский дворец на сегодняшний день, это не только архитектурная достопримечательность Германии, он один из самых значительных дворцовых ансамблей в стиле барокко и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Третьим, в ряду великолепных первых дворцов Германии, стоит дворец Сан-Суси, построенный в стиле Рококо (позднее барокко).
Строился он с 1745 по 1747 годы в Потсдаме, около Берлина королем Пруссии Фридрихом II Великим в качестве своей летней резиденции и по его эскизам.
Перемещаясь из Берлина в Потсдам и обратно, восхищаясь красотой окружающей природы, король обратил внимание на живописный холм и открывающиеся с него изумительные виды на окрестности.
Для создания эскиза и разработки проектной документации летнего дворца Фридриху II потребовалось два года. Строительством руководил близкий друг короля архитектор Георг Ванцеслаус фон Кнобельсдорф.
Сан-Суси –переводится «без забот». Король хотел после завершения своего жизненного пути быть похороненным в этом месте, на территории дворцового комплекса Сан-Суси.
Летний дворец Сан-Суси, это длинное одноэтажное здание с овальным павильоном в центре. В центре дворца прямоугольный вестибюль и овальный Мраморный зал с куполообразным потолком и поддерживающими карниз колоннами. Скульптуры Мраморного зала символизируют Астрономию, Музыку, Живопись, Ваяние, Архитектуру.
Справа от Мраморного зала личные покои Фридриха Великого, слева - гостевые комнаты для тех, кто удостаивался чести быть приглашенным во дворец к королю. Круглое помещение справа - библиотека.
Дворец Сан-Суси имеет очень удобную особенность планировки. Галереи, идущие вдоль северного фасада, выполняют функции коридоров. Благодаря этому, комнаты дворца оказались изолированными. Попасть из одной в другую можно только через коридор, но не из одной комнаты в другую, как это обычно бывало во дворцах той эпохи.
Кабинет Фридриха- комната с его портретом на стене над часами. К кабинету и спальне примыкает библиотека.
Концертный зал - король любил играть на музыкальных инструментах и даже сам написал немало музыкальных произведений.
Зал аудиенций – он же Мраморный зал использовался королем как столовая и как комната для приемов.
Из гостевых комнат самая привлекательная Цветочная, она же «комната Вольтера», в которой он прожил 3 года.
Окна дворца одновременно служат и его дверями.
По обеим сторонам дворца стоят очень красивые металлические сетчатые павильоны.
С противоположной, северной стороны дворца - парадный двор, обрамленный полукруглой колоннадой.
При строительстве дворца, на склонах холма были разбиты великолепные виноградные террасы, ведущие от дворца к построенному под террасами центральному фонтану. Кроме виноградников, что по обе стороны от широкой лестницы, заложили вишневый сад.
Чуть позже разбили огромный парк с дубами, каштанами, липами. Говорят, что Вольтер гуляя по аллеям парка в тени деревьев, любил размышлять под шорох их листьев.
В одной из аллей сада спрятан миниатюрный, изящный как фарфоровая статуэтка, Китайский чайный домик.
В саду можно отыскать и Грот Нептуна, в центре которого скульптура Владыки морей в окружении наяд (нимф, живущих в фонтанах) с кувшинками.
По замыслу Фридриха Великого, это должен бы быть не помпезный парк официальной королевской резиденции, а прибежище философа, где он смог бы отдохнуть в кругу любимых книг, картин и музыки.
Возле летнего дворца находится Картинная галерея, которая считается одним из старейших музеев Германии.
Дворцово-парковый комплекс Сан-Суси в Потсдаме, состоящий из изумительного по красоте дворца и чудесного парка - выдающийся памятник архитектуры, декоративного и садово-паркового искусства «фридерицианского рококо», он является одним из красивейших мест в Германии, а благодаря своей уникальности в 1990 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После завершения Семилетней войны, в Сан-Суси построили Новый дворец - роскошное трехэтажное здание, где проходили пышные приемы и балы. Гостить в Сан-Суси любил русский император Николай I, ведь его жена была сестрой Фридриха II Великого.
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии, не забывайте ставить лайки.