Часто его называют демоном, однако подобное обозначение Шезму, является неверным. Он относился к младшим божествам. Именно такое обозначение будет правильным. Демонами, младших божеств египтяне и называли частенько. Однако на самом деле, его можно воспринимать как вполне самостоятельного бога. Который прошел очень большой путь. Кстати, у египтян демоны не были чем-то плохим. Они своих богов не считали хорошими или не хорошими. Были просто божества с определенными качествами, где-то они были положительными, а где-то проявляли свой нрав.
Божество виноделия
В период Древнего Царства он был связан с виноделием. А значит был богом плодородия. Ему посвятили праздник. Молодые люди давили ногами виноград и воспевали Шезму.
Загробный мир
Вместе с тем, бог связывался с загробным миром. Египтяне обращались к богу с молитвами, в которых просили снабдить силами умершего царя. Который отправлялся в долгий путь в мир мертвых. Дело в том, что у египтян, изначально возможность попасть в Дуат, была только у представителей царской власти.
Кровавый бог
Существует теория, по которой связь с загробным миром появилась у божества благодаря цвету вина. Вино напоминало кровь. И кровь, и вино могли насытить царя. Благодаря такому символизму, Шезму стал богом загробного мира, стражником мумий и всего Дуата.
Однако египтяне пошли дальше. Они обозначили Шезму в качестве уничтожителя душ, повелителя крови и сокрушителем злодеев. А все дело в приготовлении вина, на начальных этапах этого действа. Виноград изначально давили ногами, а позже стали использовать давильный пресс. Такая процедура отождествлялась у египтян с теми функциями которыми был наделен Шезму. Отсюда и его кровожадность, отсюда и его жестокость.
Шезму фактически был палачом Осириса. Он занимался наказанием злодеев. Поместив тела их на бруски, Шезму отрубал их головы и давил с помощью винного пресса. А затем, превращал их в красное вино. Приготовленное вино, передавалось умершим которые вели праведную жизнь.
Новое царство
Шезму фактически отошел от винодельческих работ. Он стал отождествляться с наказаниями, а его виноградный пресс был заполнен головами злодеев. Помимо этого, Шезму занялся изготовлением различных бальзамических средств, снадобий, масел и духов.
Когда Древний Египет попал под греко-римское влияние, жестокость Шемзу начала сходить на нет. И он стал богом, связанным с изготовлением лучших масел и духов для божеств.
Палач и Защитник
Он конечно может выглядеть как жуткий бог, который никак не мог насытиться кровью. Однако он наказывал только провинившихся. Остальных он защищал. Именно статус защитника во многих регионов ставил Шезму на одну ступень с Осирисом.
Культ
В основном поклонялись этому богу в Файюме. Он был расположен в Среднем Египте. Также у бога существовали культы в Дендере и Эдфу.
Люди приносили Шезму в качестве подношения красное вино. Вообще бог был связан с красным цветом. Этот же цвет относился к Сету. Поэтому египтяне в определенный период стали Шезму побаиваться. Красный цвет у них связывался со смертью и злом. Алый цвет связывали с заходящим солнцем. А с некоторого периода, это означало приход Апопа.
Образ
Его не часто изображали. На первых этапах он представал в образе человека со львиной головой. Клыки и грива его были в крови. На поясе бог носил черепа. В поздний период, его изображали в образе льва. А еще позже, в образе человека с прессом для производства масел и духов.