Найти тему
Вести: Приморье

“Легенды о Беловодье» - выставка о старообрядцах открылась в Музее им В. К. Арсеньева

В Музее истории Дальнего Востока имени Арсеньева открылась выставка, посвященная старообрядцам. Приверженцы старой православной веры осваивали новые земли в поисках лучшей доли. Уникальная коллекция, собранная музейщиками, рассказывает, как староверы чтили заветы предков и выживали в приморской тайге. Репортаж Оксаны Данилюк.

Духовные робинзоны - так можно назвать старообрядцев. Не согласные с церковной реформой 17 века бежали на окраины России, сохраняя свою веру и жизненный уклад. Их потомки шли дальше на восток, в поисках «Беловодья»— так они называли земной рай. И на каждом новом месте создавали его сами.

Анжелика Петрук, ученый секретарь Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева: "Вообще для нас этот проект «Легенды о Беловодье» очень значим и важен, потому что этой выставкой мы продолжаем рассказывать о том, как осваивался регион".

Виктор Шалай, директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева: "Появление феномена старообрядчества и появление людей, которые относятся к этой культуре, в тех или иных регионах, означало часто преображение этих регионов".

Забираясь в самую глушь Алтая, Забайкалья, староверы за год-два распахивали, казалось бы, непригодные земли. В приморской тайге приручали диких пчел, строили пасеки. На выставке можно увидеть станок, на котором из воска делали основу для пчелиных сот, тут же - устройство для провеивания шишек и туесок, где можно было их хранить. А знания хранили в книгах, которые переписывали вручную.

Наталья Божок, экскурсовод Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева:
"Здесь представлено, как стоял мастер. Перед ним стояла книга и здесь представлены предметы из которых изготовлялись чернила. Желуди, как мы видим, к ним добавлялись растительные ингредиенты и получались чернила".

Много лет музейные сотрудники Вера Кобко и Нина Керчелаева ездили в научные экспедиции: в приморские деревни Дерсу и Кокшаровку, в американский Орегон, австралийский Брисбен. Им удалось подружиться со староверами. Те дарили им уникальные вещи, которые сберегли в семьях. Вот реликвии 18 века: часовник, святцы и псалтырь.

Вячеслав Михалёв, председатель Православной старообрядческой общины во имя Святителя Николы: "Это богослужебная книга, по которой каждый день старообрядцы молятся. Здесь также кроме книг находится кация, это кадило. В никонианской церкви обычно кадят кадилом, а у старообрядцев — такой кацей. Туда так же кладется уголь, ладан. И во время богослужений, в определенные часы, происходит каждение всего храма".

Анжелика Петрук, ученый секретарь Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева: "Благодаря исследованиям, которые Вера Васильевна проводила, собралась целая коллекция старообрядческих книг. И в них — это не только молебенные книги. В них еще есть материалы, которые использовались при песнопениях".

После революции старообрядцы ушли в Китай и затем рассеялись по всему миру. Япония, Канада, Перу, Боливия — из эмиграции многие теперь возвращаются на землю предков. Говорят, из России бог слышит их лучше. Выставка в музее имени Арсеньева поможет нам лучше понять тех, кто до сих пор чтит вековые устои.