Вот и начался Великий пост. Для каждого христианина важно вступить в него духовно правильно. Как это сделать? Уделить время ежедневному чтению Слова Божия, молитвенному правилу и посещению богослужений. Особенно важно быть в храме в первые дни Великого поста. И вот почему…
Чтение Великого покаянного канона
Первый день Великого поста, Повечерие. Храм погружен в темноту. Священники в великопостном облачении с зажжёнными свечами выходят на середину храма. Слышится тихое пение хора, которое проникает в самую душу. Начинается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Так продолжается уже 12 веков.
Богослужебный текст канона разделен на 4 части, и прочитывается на вечерних службах в течение первых 4-х дней Великого поста.
В среду и четверг к канону присоединяются тропари, посвященные преподобной Марии Египетской. Житие Марии Египетской показывает, как покаяние может привести душу от глубокой духовной смрадности к высокой чистоте и праведности. Оканчивается богослужебный текст прославлением его автора — святого Андрея Критского.
Учитель покаяния
Святитель Андрей родился в столице Сирии Дамаске. Когда он был ребенком, с ним произошло чудо. До семи лет маленький Андрей страдал немотой. Как-то раз он приобщился Святых Христовых Тайн и в это мгновение получил от Господа дар слова. С тех пор святой Андрей стал изучать богословские науки и Священное Писание. В возрасте 14 лет будущий великий богослов поступил в монастырь Саввы Освященного близ Иерусалима. Подвизаясь в монастыре, он стал вести строгую аскетическую жизнь, за что сыскал уважение настоятеля и братии.
В 19 лет святой отправился в Константинополь на VI Вселенский Собор в качестве посланника Патриарха Иерусалимского, по завершении которого его посвятили в диаконы Софийской церкви.
В этой должности он провел более 20 лет, неся труды по просвещению народа, опекунству сирот и престарелых. Затем святителя рукоположили в архиепископы и отправили нести Свет Божий на самую далекую кафедру — остров Крит.
Находясь на острове, святой еще более ревностно взялся за просветительство. Построил Влахернскую церковь Божией Матери, дома и пристанища для сирот и престарелых, лазареты. Он много проповедовал, а также наставлял и укреплял в вере свою паству, заботился о ней, молитвами защищал от ересей и набегов пиратов.
Параллельно с этими делами святитель трудился над церковными песнопениями и текстами Богослужений.
Им были составлены большинство канонов двунадесятых праздников, недели Входа Господня в Иерусалим, Страстной недели и т.д. Всего более 70 текстов.
В 740 г. пожилой святитель отправился в последнее путешествие. Посетив Константинополь, простившись со всеми он отправился в обратный путь, но тяжело заболел и остановился на острове Милитина.
Там, в городке под названием Ерессо, 4 (17) июля великий проповедник слова Божия мирно отошел ко Господу. Погребли его сначала в храме святой Анастасии, а позже честные мощи были перенесены в Константинополь.
Душе моя, восстани, что спиши»
Великий покаянный канон представляет собой удивительный богослужебный текст из 250 тропарей.
В нем плавно переплетены события Священного Писания, поэзия и образ самого человека. В тексте канона показана душа, поработившаяся грехами. Душа безмерно страдает от своих злодеяний, ей хочется стать снова любимым дитем Отца Небесного, но для того, чтобы вернуться в заботливые руки Господа ей придется пройти сложный путь, и принести истинное покаяние.
Умилительный канон святителя как раз открывает тайны покаяния через образ самого святого Андрея Критского.
Канон - это плач души святого и его личное раскаяние в совершенных грехах. Есть два мнения, почему святой пишет канон покаянного содержания. Первое говорит о том, что святитель написал его после участия в лжесоборе в 712 г., где он подписал еретическое определение. Второе - Великий покаянный канон был создан святым как автобиография уже в довольно пожилом возрасте, и это покаяние за всю жизнь.
Несмотря на различное мнение исследователей, для нас важно, что канон, открывая тайны человеческой души, заставляет задуматься о своем состоянии, отойти от дел неправедных и жестокосердных.
Проникновенные слова канона призывают каждого христианина уподобиться святым, с рассуждением и молитвой приткнуться к стопам Божиим. Ведь человек близок к Богу только когда честно видит грехи своей души.
___________________________________________________
О Марфо-Мариинской обители и жизни ее основательницы Великой княгини Елизаветы Феодоровны читайте на нашем Телеграм-канале
Присоединиться
_________________________________
Читайте другие душеполезные статьи на нашем канале: