Найти тему

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1952 ГОД

Репродукция картины Юрия Швеца. Изображение взято из открытых источников
Репродукция картины Юрия Швеца. Изображение взято из открытых источников

Советская фантастика живет и развивается. Постепенно возрождается интерес к космической теме, хотя главной ей предстоит стать лет через пять, когда в СССР будет запущен первый искусственный спутник Земли.

Заставка к журнальной публикации очерка Ари Штернфельда. Изображение взято из открытых источников
Заставка к журнальной публикации очерка Ари Штернфельда. Изображение взято из открытых источников

МАРШРУТЫ МЕЖПЛАНЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ

Ари Абрамович Штернфельд родился в 1905 году. После окончания гимназии поступает в Ягеллонский университет в Кракове, но проучившись в нем всего один курс, в 1924 году переезжает во Францию, где поступает в институт Электротехники и Прикладной механики при университете города Нанси. Чтобы иметь возможность учиться приходилось подрабатывать. Получив диплом инженера-механика Штернфельд переезжает в Париж, где работает технологом, конструктором и консультантом на различных предприятиях, поступает в 1928 году поступает в докторантуру в Сорбонну. Все эти годы он занимается теоретической космонавтикой, переписывается с Циолковским. Пишет монографию «Введение в космонавтику», пытается заинтересовать этой темой французских ученых, но встречает лишь непонимание. В 1932 году по приглашению Наркомтяжпрома Штернфельд приезжает в Москву, для оформления своего проекта робота-андроида, которого, в числе других своих изобретений предлагает использовать как на Земле, так и в Космосе. С 1935 года, еще до получения советского гражданства, зачислен в штат Ракетного научно-исследовательского института, имея ту же высшую инженерную квалификацию, что и С.П. Королев, в отделе которого Штернфельд и работает. С начала войны вместе с семьей эвакуирован на Урал, где преподает в металлургическом техникуме. Благодаря ходатайству академика Отто Юльевича Шмидта, в конце 1944 года возвращается в Москву. Активно занимается популяризацией космонавтики. Его книги печатаются в СССР и за рубежом. В 1965 году ему присваивается докторская степень без защиты, а также звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Скончался ученый, писатель, энтузиаст космонавтики в 1980 году.

Иллюстрация к одному из очерков Ари Штернфельда. Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к одному из очерков Ари Штернфельда. Изображение взято из открытых источников

В 1952 году выходит сразу несколько научно-фантастических очерков Ари Штернфельда, посвященных межпланетным сообщениям - "Великое испытание", "ЛК-3" летит на Луну", "На Луне" в журнале "Огонек" и "Маршруты межпланетных кораблей" в журнале "Техника - молодежи".

Репродукция картины Юрия Швеца. Изображение взято из открытых источников
Репродукция картины Юрия Швеца. Изображение взято из открытых источников

«Взревели ракетные моторы. Чудовищная сила преодолеваемой инерции налила свинцом тела пилотов. Малейшее движение требует огромного усилия. Но зато все к большим и большим цифрам ползет стрелка указателя скорости.

Вот она на мгновение заслонила первую красную черту, которой отмечена на указателе круговая скорость. Выключить в этот миг моторы, и корабль, если скорость его направлена параллельно Земле, полетит вокруг нашей планеты по круговой орбите.

Вот стрелка перешла за эту черту, но Земля еще не отпустила корабль. Если выключить моторы, он будет вращаться вокруг нее по эллиптической орбите.

Еще растет скорость — вытягивается и вытягивается воображаемый эллипс. И вдруг — в бесконечности — его тонкая кривая рвется: стрелка указателя скорости перешагнула через вторую красную черту. Корабль летит по одной из ветвей параболы — линии, которая никогда не замыкается сама на себя. Порваны прочные цепи земного притяжения.

Смолк грохот взрывов. Наступила абсолютная тишина и непонятная легкость во всем теле. Пилот выключил моторы...

Чему же равна эта «скорость ускользания», «параболическая скорость», достигнув которой корабль разорвет цепи земного тяготения?

На полюсе, если допустить, что скорость будет сообщена кораблю мгновенно., она равна 11,2 километра в секунду. На экваторе можно использовать окружную скорость вращения Земли, и тогда при взлете ракеты в восточном направлении достаточно скорости 10,7 километра в секунду. При взлете в западном направлении потребуется скорость в 11,7 километра в секунду.

Но, победив силу притяжения Земли, космический корабль попадет в еще более сильное поле притяжения — могучее притяжение Солнца. Оно сначала изогнет расходящиеся ветви параболы и, наконец, замкнет их кольцом вокруг себя. Корабль начнет вращаться вокруг Солнца по орбите, сходной с орбитой Земли...»

А.А. Штернфельд. Изображение взято из открытых источников
А.А. Штернфельд. Изображение взято из открытых источников

АРХИПЕЛАГ ИСЧЕЗАЮЩИХ ОСТРОВОВ

В знаменитой «рамке», то есть «Библиотеке приключений и научной фантастики», выходит второе издание повести Леонида Платова «Архипелаг исчезающих островов», относящейся к подвиду географической фантастики.По сюжету, в уездном городке Весьегонске живет школьный учитель, который мечтает открыть остров в далеком арктическом море. Он даже находит единомышленников среди своих учеников. Однако, возможность проверить эту гипотезу появляется лишь спустя много-много лет.

Обложка "рамочного" издания повести Леонида Платова "Архипелаг исчезающих островов". Изображение взято из открытых источников
Обложка "рамочного" издания повести Леонида Платова "Архипелаг исчезающих островов". Изображение взято из открытых источников

«По разводьям в обход ледяных полей, а иногда напролом через льды — таков был наш путь.

Чертов ветер! Будто подрядился дуть. Хоть бы передохнул денек!

Толпы льдин, подгоняемые им, безостановочно двигались навстречу, теснясь и толкаясь, словно пытаясь остановить наш корабль, отогнать назад, к Большой земле.

Видимо, во времена Веденея ледовая обстановка складывалась иначе. Судя по “скаске”, сразу же после встречи с донным льдом судно землепроходцев было подхвачено попутными плавучими льдами, которые потащили его к Земле Ветлугина.

Попутные льды ожидали и нас, но значительно севернее, там, где начинался великий “ледоход” — вынос больших масс льда из восточных полярных морей на северо-запад.

Ближайшей нашей целью была большая полынья к северу от острова Врангеля. Научные наблюдения, проведенные Андреем в бытность его на острове, убеждали в том, что на севере раскинулись обширные пространства, на которых старый лед сравнительно разрежен...»

Обложка румынского издания повести Леонида Платова "Архипелаг исчезающих островов". Изображение взято из открытых источников
Обложка румынского издания повести Леонида Платова "Архипелаг исчезающих островов". Изображение взято из открытых источников

ЛИСТЫ КАМЕННОЙ КНИГИ

Александр Михайлович Линевский родился в 1902 году. Учился в Училище правоведения. В 1923 поступил в Географический институт в Петрограде. Студентом принимал участие в этнографических экспедициях в Карелию, где в 1926 году было открыто около трехсот петроглифов. Линевский защитил дипломную работу по этим наскальным изображениям. Переезжает в Петрозаводск, работает в краеведческом музее. С 1934 по 1954 работает в Институте языка, истории и литературы карельского филиала АН СССР. Публикует множество научных работ по истории, этнографии и культуре Карелии, одновременно работая на художественными произведениями. Избирается Петрозаводского депутатом городского совета. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы Народов, государственной премией Карельской АССР. Скончался ученый и писатель в 1985 году.

Обложка одного из изданий книги Александра Линевского "Листы каменной книги". Изображение взято из открытых источников
Обложка одного из изданий книги Александра Линевского "Листы каменной книги". Изображение взято из открытых источников

В 1930 году журнал «Всемирный следопыт» публикует первый вариант самой известной книги Линевского «Листы каменной книги», посвященной первобытным племенам, населяющим русский Север. Ее окончательный вариант выходит отдельным изданием в 1952 году.

Иллюстрация к книге Александра Линевского "Листы каменной книги". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к книге Александра Линевского "Листы каменной книги". Изображение взято из открытых источников

«Юноша торопливо выдернул дротик, торчавший в плече покровителя.

Пусть твоя рана заживет поскорее, — шептал он, разглаживая рваные края дыры. — Ты подарил мне удачу, и я никогда не буду делать тебе больно.

Побеседовав так с Роко, Льок решил, что дружба между ними налажена, и совсем успокоился.

Теперь следовало бы развести в очаге огонь, чтобы прогреть промерзшую за долгую зиму землянку. Юноша разыскал у очага зажигательную доску и палочку. Обложил лунку в доске сухой травой и принялся быстро вращать палочку. Трава дымилась, но не вспыхивала. Льок со злостью повторял: "Гори, гори", пока наконец не показался синеватый язычок огня.

Вскоре из очага потянуло сладковатым запахом дыма, потом повалили густые клубы, едкие и горькие. Льок откинул меховой полог входа на верх землянки и присел перед очагом на корточки, привычно пригибая к земле голову. Белесый дым слоем поднимался кверху, плавно колеблясь от струй морозного воздуха, стлавшегося понизу.

Когда камни очага накалились, Льок перестал подкладывать сучья. Остатки дыма вытянуло наружу, дышать стало легче, глаза больше не слезились. Юноша опустил полог, подоткнул его поплотнее и при свете догорающих углей еще раз оглядел свое новое жилище. С восточной стены, против входа, на него смотрел Друг охотников — Роко, но Льок его уже не боялся. Северная стена была в несколько рядов завешана меховыми шкурами. Юноша осторожно приподнял висевшую сверху лосиную шкуру. На обратной ее стороне был нарисован большой, с ветвистыми рогами лось. Под лосиной оказалась оленья шкура, на ней углем и охрой был изображен олень, на волчьей и рысьей — нарисованы волк и рысь. Не было только медвежьего меха. Но тут же, в корзине из черемуховых прутьев, Льок нашел медвежий череп и под ним две пары высушенных когтистых лап...»

А.М. Линевский. Изображение взято из открытых источников
А.М. Линевский. Изображение взято из открытых источников

Следующий 1953 год стал воистину историческим и переломным не только для нашего народа, но и для всех стран социализма.