Всем бу, на связи 🥁Ударная Рефлексия🤯!
Продолжаем рубрику "Терминология".
Вошёл в мир ударных инструментов? Так получай с порога парадидлы, такты, восьмые, метроном и вязанку каких-нибудь ещё терминов. Сегодня поговорим о тактах и нотах. Сам я далёк от полного объёма знаний в этой тематике, так что давайте разбираться по порядку во всём вместе!
Из чего состоит(строится) музыка? Из звучания тех или иных инструментов, в определённой последовательности, в конкретный момент, в течение определённого времени. Точно так же можно сказать и о паузах! Для начала, что такое пауза?
Пауза - это тишина, а точнее промежуток тишины/молчания между нотами, аккордами, голосом.
Всё, окружающее нас, издающее звуки, не звучит одинаково, а имеет разные тональности и разную продолжительность. Если вы из тех, кто застал динозавров, вы, наверняка, встречались с разными моделями механических часов(наручных, настенных) и замечали, что секундные стрелки у одних двигаются маленькими быстрыми рывками и маятник при этом тикает быстро, а у других стрелка совершает движение чётко раз в секунду и маятник у них тикает так же раз в секунду. Соответственно у разных маятников разная продолжительность "тиков" и пауз между этими "тиками". В музыке точно так же, чтобы произведение не было однообразным и монотонным, было насыщенно событиями, эмоциями и настроениями, есть разные продолжительности нот и пауз. Это один из многих приёмов, придающий музыке окрас.
Продолжительность/размер паузы или ноты, показывает, какой промежуток времени она должна длиться. Чтобы понимать какой длительности нота или пауза, у каждой из них есть своё графическое отображение на нотном стане.
Нотный стан - это пять горизонтальных линий, на которых и записывается произведение в виде нот, пауз и многих других элементов, позволяющих нам понимать как и что играть. Отсчёт линий идёт снизу вверх ⬇️⬆️.
По продолжительности паузы бывают:
- Целые
- Вторые(половинные)
- Четвёртые(четвертные)
- Восьмые
- Шестнадцатые
- Тридцать вторые
- Шестьдесят четвёртые
Есть и 128, и 256, возможно и 512 имеют место быть, но мы ограничимся 64. Вот как они выглядят на нотном стане:⬇️⬇️⬇️
!!!ВАЖНО!!! Обратите внимание, что целая и половинная паузы очень похожи, их различие лишь в том, что Целая пауза находится под четвёртой линией нотоносца, Половинная над третьей линией. Начиная с восьмой паузы, визуально они отличаются лишь тем, что добавляется по одной запятой.
Нота - это графическое отображение звука, который должен быть извлечён из инструмента.
Как и паузы, ноты имеют точно такие же продолжительности.
На нотном стане ноты выглядят следующим образом:
Строение ноты:⬇️⬇️⬇️
- Флажок
- Штиль
- Головка
Ноты, как и паузы, между собой визуально очень схожи:
- Целая нота имеет только головку, при этом НЕ закрашенную.
- Половинная имеет НЕ закрашенную головку и штиль.
- Четвертная имеет закрашенную головку и штиль, БЕЗ флажка.
- Восьмая имеет закрашенную головку С штилем и ОДНИМ флажком(у каждой последующей длительности будет добавляться по одному флажку).
Ключ - в отличие от остальных инструментов, у ударных ключ просто указывает на то, что это партия ударных инструментов.
Ещё у нас есть темп, который указывается вначале композиции, над нотным станом и есть размер такта, который указывается сразу после ключа. В моём примере темп равен 60, что означает, что скорость композиции равна шестидесяти долям в минуту. Размер такта 4/4(четыре четверти или четыре четвёртых) говорит нам о том, что один такт состоит из 4 долей(на это указывает числитель) и длительность/продолжительность одной доли равна одной четвёртой(четвертной) ноте(на это указывает знаменатель). Такты отделяются друг от друга вертикальной чертой - тактовой чертой.⬇️⬇️⬇️
Такт вмещает в себя ровно столько долей, сколько указано в размере. В одном такте могут присутствовать и ноты, и паузы. Ноты или паузы не обязательно должны быть только четвёртыми, если наш размер такта четыре четвёртых. Ноты или паузы могут быть и целыми, и вторыми, и тридцать вторыми, но в данном случаем суммарно продолжительность нот и пауз в такте должна равняться продолжительности четырёх четвёртых нот. Как же происходит деление нот и пауз?
Начнём с темпа. Мы имеет темп равный 60, т.е. 60 долей в минуту. Дальше размер такта. Один такт содержит в себе четыре четвёртых доли. Следовательно, если у нас размер такта четыре четвёртых доли, а темп указывает на то, что у нас 60 долей в минуту, а в минуте 60 секунд, то мы получаем одну долю в секунду. Т.е. в данном случае наша четвертная нота имеет длительность звучания равную одной секунде. На изображении выше⬆️⬆️⬆️ мы видим, что в первом такте уместились две четвертных ноты и четыре восьмых. (Так звучат🔊 оба такта🎼🎼).
Получается, что одна восьмая нота короче, чем четвёртая, в два раза. Т.е. там, где мы можем сыграть одну четвёртую, восьмых мы должны сыграть две или четыре шестнадцатых, потому что каждая последующая нота в два раза короче ноты ей предшествующей. То же касается половинных и целых: там, где умещается одна четвёртая нота, умещается лишь половина половинной ноты(уж простите великодушно за тавтологию). Т.е. половинная нота в два раза длиннее четвёртой и длится две доли, следовательно целая длится четыре доли. Так, в одном такте с размером 4/4 может уместиться лишь одна целая нота.
С барабанами говорить о длительности нот сложно. Так, где у фортепиано целая нота звучит на протяжении всего такта, у барабанов её звучание прекращается намного раньше и возникает непроизвольная пауза. Для наглядности вот два аудиофайла, как звучат ноты с изображения, где показана длительность нот:
Надеюсь, что получилось доступно объяснить. Если нет, пишите комментарии, может какие-то другие формулировки в голову придут и буду править текст.
P.S. теперь, когда вы слышите, что надо играть рудименты восьмыми или четвёртыми в темпе 40 ударов в минуту или 60, вам уже понятно, чего от вас хотят!
До встречи в эфире, всем добра! 🤟