Тема подарков воспитателям и учителям является одной из самых острых и конфликтных у родителей. На мой взгляд, перчику добавляет то, что площадкой для дебатов нынче стали пресловутые чаты, где отсутствие очного взаимодействия снижает уровень уважения, такта, самоконтроля. Зачастую неверное толкование интонаций и эмоциональной окраски в переписке приводит к запуску защитных механизмов, люди встают в позу, ершатся и активно обижаются, возмущаются не по делу. Хотя и по делу тоже бывает. В общем, не выходит конструктивного обсуждения.
Как и большинство современных родителей я обречена на участие сразу в нескольких чатах, т. к. дети сейчас активные, и сад, и в школу, и на кружки-секции ходят. Как только взрослые начинают перебирать варианты подарков, настоящий птичий базар начинается. Садовский чат после одного такого обсуждения просто умер. Большое количество участников демонстративно удалились, а оставшиеся осерчали друг на друга, надулись и перестали общаться. В школьном чате случилась похожая история. В результате было решено, что родительский комитет без обсуждений покупает подарки на свое усмотрение. Это оказался самый комфортный вариант для всех, хотя от переговоров по поводу финансовой составляющей никуда не деться. С кружковыми чатами сложнее оказалось. Там противоположная ситуация - родители вообще не страдают жаждой обсуждения каких-либо вопросов. В итоге взаимные претензии по неактивности, наплевательскому отношению к детям и все такое прочее.
Вспоминаю свои школьные годы. Ученики сами выбирали подарок классному руководителю на некоторые знаковые праздники (обычно на 8 марта и день рождения, если таковой был известен). Конечно, деньги приходилось брать у родителей, но это были символические суммы. Выбор подарка проходил весело, по-доброму спорили, шутили, никаких оскорблений и обид. Пытались быть оригинальными, но в итоге чаще всего сходились на конфетах и цветах. Конечно же были и вазочки, статуэтки, что-то из канцелярии. Волновались, вручая, и такое вдохновенное настроение было в такие моменты! Мы делали это не для галочки, а от сердца, от всей своей детской широкой души.
Когда мой класс выпускался, к выбору памятного подарка подошли особенно ответственно. Опять же, выбирали сами дети! Суммы собирались посерьезнее, чем обычно, но опять же, на порядок ниже нынешних трат. Заранее стали подбирать варианты, с девочками после уроков инспектировали местные магазины, приценивались, присматривались. В итоге выбрали чайный сервиз. Весь класс сошелся на том, что это хорошая идея. Купить сервиз мы не успели. Учительница решила прощупать почву, и на классном часе без всяких экивоков в лоб спросила, что мы ей подарим на выпуск. Пытались сослаться на сюрприз, но наша классная дама была намерена получить четкий ответ. Пришлось сознаться. Учительница слегка поморщилась, и, опять же без всяких сантиментов сообщила, что сервиз ей не нужен, что достаточно просто вручить ей денюжку. Это звучало не как пожелание, это было четкое указание. Мы были неприятно огорошены. Сама идея памятного подарка была растоптана. Настрой ушел. На выпуске учительница получила желанный конверт, не медля, при нас заглянула в него и снова неодобрительно поморщилась.
В институте подарки уже служили именно взяткой. Обычно это был алкоголь, дорогой чай, конфеты и конверт с наличными. Пакет с дарами оставлялся на учительском стуле. Словесных поздравлений и пожеланий со стороны студентов не было. "От души", видимо, больше не было никому нужно. От педагога требовался замыленный взгляд при выставлении оценок. Отношения по расчету - признак зарождения нового века.
Сейчас появилась возможность дарить оригинальные подарки, именные, сделанные на заказ, все, что душеньке угодно. Чаще всего в школе из моей практики это необычные "букеты" из чая, сухофруктов и орехов, ягод, шоколада; сертификаты магазинов, билеты в театр, дорогие канцтовары, посуда. У нас подарки обычно сложносочиненные, из нескольких предметов, на общую сумму примерно 2.5 тысячи рублей. Дети в данном вопросе никак не задействованы. Иногда их просят поприсутствовать при вручении, но чаще представители родкомитета одаривают учителя при входе в школу. Душевностью и не пахнет, конечно. Но вроде и не взятка, от всего ведь класса, не за отдельную пятерку Сидорову. Про единоличные подарки уже давно не слышала.
Но одна моя знакомая считает это однозначной взяткой. Подарки вручают обычно одни и те же люди, представители родкомитета. Именно они все время на виду у учителя, в активе, стараются. Подарок вроде как ото всех, но все остальные призрачны, невидимы, и подсознательно одариваемый благодарен именно тому, кто с улыбкой передает красивую коробку ему из рук в руки.
А вы как относитесь к этому вопросу?