21 февраля – День Памяти Михаила Александровича Шолохова. Он не просто прославил родные места, он стал настоящим заступником для народа, среди которого жил. Шолохов родился, сформировался и всю свою жизнь прожил среди донских казаков. Не будучи сам казаком, он глубоко знал и всей душой любил эти землю и народ. Для него эти места и люди были не просто источником материала для творчества, – это были его родственники, соседи, сама его жизнь.
Михаил Шолохов был свидетелем трагедии казачества, попавшего в жернова истории, прошедшего ад революции и гражданской войны, подвергшегося репрессиям. Она стала для молодого писателя не просто темой для книги – она стала неизбывной болью и в творчестве, и в жизни. В период наиболее жестоких репрессий, в мировую литературу врываются казаки шолоховского «Тихого Дона». Гениальное мастерство писателя, события мирового масштаба, описанные в романе, общечеловеческие вопросы, которые встают перед каждым, независимо от страны проживания, определили оглушительный успех романа во всем мире. Благодаря этому в значительной степени, на перегибы и самоуправство, сопровождавшие так называемое «расказачивание», было обращено внимание руководства страны и казачество не было уничтожено полностью.
Впоследствии Шолоховым неоднократно предпринимались шаги как к сохранению казачества и его культуры, так и реабилитации конкретных людей. Только переписка со Сталиным по этим вопросам насчитывает без малого 20 писем и телеграмм. Только количество людей, спасённых благодаря Шолохову от голодной смерти в 30-е годы прошлого века, исчисляется в сотнях тысяч. Однако не одно физическое уничтожение грозило казачеству в то время. Запрещено было носить форму, служить в иных, кроме пехоты, войсках, были упразднены воинские звания и даже творческие казачьи коллективы.
По инициативе Михаила Александровича на Дону был создан первый народный театр – театр колхозной казачьей молодёжи, воссоздан казачий хор и организовано его выступление в Большом театре в Москве. В 1970 году Шолохов пишет письмо два письма в Москву: в Политбюро ЦК КПСС и Председателю Совета министров РСФСР, в которых выступает инициатором создания музея в станице Старочеркасской. Благодаря этому был создан историко-архитектурный музей-заповедник и станица до сих пор сохранила свой исторический облик. Люди всегда будут помнить Михаила Александровича Шолохова, оценившего непреходящее значение казачьей культуры и сделавшего все возможное для ее защиты, сохранения и развития.
Наряду с защитой казачьей истории, обычаев и традиций, писателя очень тревожила судьба русской культуры. 45 лет назад, 14 марта 1978 года, М.А. Шолохов отправил Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу письмо, в котором написал об унизительном положении русской культуры, о хорошо спланированном ее разрушении, о враждебном отношении к историческому наследию нации. Он сделал попытку преодолеть безразличие властей к судьбам и бедам духовной жизни России. Шолохов пишет:
«Принижая роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажая ее высокие гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству… Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому… Несмотря на правительственные постановления, продолжается уничтожение русских архитектурных памятников… Становится очевидной необходимость еще раз поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры от антипатриотических, антисоциалистических сил, правильном освещении ее истории в печати, кино и на телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении и развитии русского государства».
45 лет назад писатель поднимал те вопросы, которые не потеряли своей актуальности и сейчас, призывал руководство страны поддержать патриотическое направление в искусстве, если оно намерено укреплять государство, а не разрушать его.