Нонна Мордюкова в советском кинематографе – это олицетворение простой русской женщины. Шумной, заполняющей собой все пространство. Той самой женщины, которая коня на скаку остановит.
Или как говорила моя знакомая:
«Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик».
«Родня» не входит в список моих любимых картин, но это однозначно фильм, который наталкивает на размышления и не оставляет равнодушным.
Никита Михалков показал нам очень глубокую историю. А сценарий написал Виктор Мережко. Кстати бытует мнение, что Мережко писал главную героиню со своей тещи.
А вот Мордюкова долго отказывалась от роли. Ей очень не хотелось перевоплощаться в некрасивую героиню с золотыми зубами, мешковатыми нарядами.
Многие сцены из картины хотели вырезать. Например, где Мария отвешивает Тасику затрещину.
Внучка Ириша – героиня, которую часто обсуждают, и мы с вами о ней тоже сегодня поговорим. А сыграл девочку мальчик! Федя Стуков. Дело в том, что Михалков так и не смог найти среди девочек, ту, которая могла бы сыграть так нахально и убедительно.
У режиссера и актрисы произошел нешуточный конфликт перед съемками финальной сцены. Михалкову нужна была драма, накал! И он очень удивился когда застал в гримерке Мордюкову и Римму Маркову за веселыми посиделками вместо того чтобы репетировать. Слово за слово и что? Мордюкова кинулась на Михалкова.
Если говорить честно после каждого просмотра фильма у меня возникает тягостное ощущение и грустный осадок в душе.
Потому что комедийного в фильме мало, хотя эти сцены Мордюкова отыграла великолепно.
Но сцен, которые терзают гораздо больше.
По сути, все герои в этой картине несчастные люди. Кроме самой Марии Коноваловой.
Нина, которая рвется вперед, пытается решить семейные неурядицы. Нина хочет нормальную и крепкую семью, но не получается. Поэтому появляется женатый Гена.
Но при этом Нина забывает о самом главном. О дочери.
«Я хочу, чтобы ребенок жил в нормальной здоровой обстановке», орет Нина, заглушая телевизор и совсем не замечает, как плачет ее дочь.
Ира. Вы заметили, что все «концерты» и протесты Иры от того, что она устала находиться в постоянном стрессе??? Ира ребенок, который видит терзания взрослых, чувствует накал вокруг, но ничего не может сделать. И она тихонько плачет, нацепив наушники.
Бывший муж Марии – Владимир. Иван Бортник потрясающе сыграл этого жалкого во всех отношениях героя, который лично у меня не вызвал жалости от слова совсем.
Большую жалость вызвал его сын Кирилл.
Мне кажется, что в этом фильме есть только два адекватных, душевно здоровых человека – это Мария и ее попутчик, «гражданин с усами» Юрий Николаевич.
Кстати хочется надеяться, что их дружба не закончится.
Вы скажете да где же Мария нормальная? Она лезет в чужую жизнь, дает непрошеные советы, врывается и сносит все на своем пути.
Да! Но она находится на своем месте, она гармонична, все про себя знает.
Эта русская женщина, которая поплачет, когда уже нет сил, а потом встанет и пойдет жить эту жизнь, работать, читать сказку внучке, варить варенье. И все у нее будет, так как надо, правильно, по-человечески.
Она поэтому и мечется! От того, что не хочет одинокой участи для дочери, от того, что не понимает новых ценностей и полного крушения старых.
Концовка фильма…
Мне очень нравится момент, где Иришка выбрасывает ведра и говорит:
«Бабушка, ты же теперь не уедешь?»
И эти женщины идут вперед по путям жить эту жизнь, какая она есть: со слезами и трудностями, с простыми радостями и добрыми объятиями, с бесконечными женским спорами, куда же без них? Но любя друг друга…
А как вы относитесь к Марии Васильевне?
На различных форумах ее называют самым неприятным персонажем, а я не соглашусь. Мария не умеет мягко и деликатно, но она умеет честно и навсегда!