Приветствую вас, друзья!
Сегодня речь пойдет о плакате, как о направлении в искусстве. Плакат (нем. plakat от фр. placard - "объявление, афиша"), или постер (англ. poster), - вид печатной графики, листовое тиражное издание. Несёт в себе некую "концентрированную" идею или наглядное изображение, информирует, пропагандирует, инструктирует, имеет обучающий характер. Плакат - это не только просто рекламное объявление или афиша, но и визуальный способ воздействия и взаимодействия.
Разного рода рода объявления и указы, афиши уже довольно давно присутствуют в жизни людей (в т.ч. в Древнем Египте, Греции и Риме), но действительно занять свою нишу плакаты смогли только с развитием печатных технологий. И, в первую очередь, с развитием цветной печати. Сначала напечатанные изображения (вплоть до 19в.) раскрашивались вручную (в т.ч. иллюстрации в напечатанных книгах). В Китае в 14в. впервые начали печатать цветные изображения с использование отдельных блоков, каждый из которых окрашивался разным цветом. В Европе цветная печать начиналась с использования нескольких отпечатков (каждый цвет отдельно), либо в два цвета, если они были отделены друг от друга. С развитием хромоксилографии и хромолитографии (начиная с 90х годов 18в.) возможности цветной печати расширялись, но все же это оставалось очень трудоемким и сложным процессом. Просто представьте, что гравер для ксилографии, например, вырезал отдельные деревянные блоки (и изображение для печати на них) для каждого из цветов. Рекламные листки и афиши часто печатались черно-белыми, а потом сверху делался дополнительно оттиск с 1 цветом. Технология разделения цвета (здесь большую роль сыграли разработки способов цветной фотографии) свелась к использованию трех цветов, а на место дорогостоящих блоков пришли цинковые пластины. Это сделало технологию цветной печати листовых изображений (плакатов) доступной и менее трудоемкой - настоящая "путевка в жизнь".
Конечно, в большинстве своем современные нам типографии также используют эту технологию смешения 3-х или 4-х основных цветов. Формат CMYK (Cyan - голубой, Magenta - пурпурный, Yellow - желтый, Key или Black – ключевой и чёрный), который просят для макетов во всех типографиях, как раз предполагает разделение и печать полупрозрачными чернилами, которые при наложение друг на друга и дают все возможное множество цветов.
Давайте теперь рассмотрим плакаты разных времен и народов.
Французские афиши и плакаты первыми стали цветными и такими мастерски исполненными, напечатанными массовыми тиражами. Самые известные художники: Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Жюль Шере (некоторые его называют даже "отцом художественного плаката"), Эжен Грассе.
Этот плакат у меня вызвал ассоциацию со всем известной фотографией ливерпульской четверки (я про Битлз) - ничего нового под луной)))
Хотя в России до революции печатали в основном рекламные объявления и афиши, плакат стал видом массовой культуры, а в 1897г в Санкт-Петербурге прошла выставка, посвященная плакату. Политические и агитационные плакаты получили большое развитие во время гражданской войны. В СССР политический плакат получил самое широкое распространение.
Очень мне нравится этот постер - сочетание цветов прекрасно))) Кстати, это тетрада - схема трапеции (я писала ранее статьи о цветовых сочетаниях) - основной голубой, дополнительный желто-оранжевый, акцентные фиолетовый и красный.
Не могу не отметить, что и в западной культуре плакат, в т.ч. рекламный, занимал свое, очень значимое место. Расцвет рекламного плаката (и это часто очень высокохудожественные изображения), пришелся, пожалуй, в большей степени на 60-е годы 20в. Если говорить о рекламе, то это в основном Кола, пиво и сигареты (а потому я их здесь и не буду приводить))). Политические же плакаты либо тематически далеки от современности, либо оглашают повестки и высказывания, которые я не хочу и не считаю возможным вывешивать в своем блоге (пусть это "искусство и уже история" - мне это не важно)))
Афиши и анонсы (кинопремьеры, театральные, балетные, выставки и т.д.) и сейчас довольно много печатаются. Посмотрим их в хронологии, начиная с 20 века (несколько более ранних смотрите выше))).
Какое здесь четкое и недвусмысленное донесение сути (противопоставление).
Какая композиция! и сочетание цветов (почти триада, только вместо синего черный), и, конечно, умное и одухотворенное лицо крупным планом.
Вот также примечательный художественный прием: контраст черного (фон, одежда) и белого/светлого (от слова "свет"))).
Если говорить, про иностранное кино, то там, конечно, тоже много очень интересных работ. Вот, например, "Подозрительные лица": минимализм, но ёмкий - тут прямо на обложке спойлер, но понять это можно только посмотрев фильм до конца))) И дополняет цитата Шарля Бодлера "Величайшая уловка дьявола состоит в том, чтобы убедить вас, что он не существует".
Одна из историй которые мне нравятся, не смотря на меланхоличность и кажущуюся (иногда) безысходность этой вселенной. И постер прекрасно минималистичен.
Можно, конечно, по-разному относиться к этому фильму, но постер очень хороший. Композиция (ее "треугольность") создает ощущение динамики, цветовое решение очень строгое (что здесь и нужно).
Здесь есть все: жестокость войны, бои, которые не оставляют ничего для человека лично (полностью его поглощая, и в этом их суть), но и любовь (какой взгляд друг на друга разделенных людей).
А теперь немного о театре и балете.
Афиша Анны Павловой. Вообще, если вы решите посмотреть в сети, какие бывают балетные афиши, то вы увидите в подавляющем большинстве случаев одного или двух главных персонажей примерно вот в таком положении и фоном иногда еще кордебалет. Поэтому Анна Павлова)))
Афиша работы Леона (Льва) Бакста - прекрасного театрального художника (костюмы, декорации), - "Русские сезоны" Дягилева в Париже.
И в завершение один из самых растиражированных плакатов в истории с лицом, узнаваемым всеми)))
Вдохновение вам, друзья!