На данный вопрос я с удовольствием отвечу на личном примере.
Для начала поделюсь своим первым опытом освоения горных лыж при поддержке лучшего тренера - моего супруга. Далее расскажу про давний опыт самостоятельного пути в сноуборде. Зачем все это?
Да все для того же, чтобы через ассоциации и знакомый многим опыт максимально эффективно прояснить приниципы взаимодействия с тренером по нейроинтеграции и суть его работы.
Горные лыжи - опыт с тренером
До начала освоения горных лыж у меня было три преимущества:
- Было прочитано 2/3 книги "Теннис: психология успешной игры". Как это связано? Дело в том, что описанные в книге навыки применимы не только для тенниса, но и для любого другого вида спорта, а также несут в себе ценность для жизни в целом.
- Ставить на лыжи меня планировал мой супруг, которому я доверяю и с которым мне комфортно взаимодействовать. Отмечу, что он занимается горными лыжами уже более 25 лет, плюс поставил на лыжи значительное количество друзей и знакомых, потому его с огромным уважением можно отнести к тренерам, а не к категории "помощь друзей". Для чего проясняю? Вы поймете в разделе про сноуборд.
- Будучи сертифицированным тренером по нейроинтеграции, я понимаю, как работает мозг в конкретных ситуациях, умею с ним договориться и работать сообща на пользу, а не во вред.
И вот я такая классная с этими знаниями и в приятной компании приезжаю в Фарайя, самый популярный горнолыжный курорт Ливана. В этот день супруг также ставил на лыжи наших друзей - супружескую пару и семилетнего ребенка.
При помощи супруга каждому было подобрано необходимое оборудование и ботинки. Хоть он несколько раз и подчеркнул важность плотного охвата стопы, я все-таки взяла ботинки на размер больше.
На базе супруг показал нам, как правильно фиксировать лыжи, и мы с энтузиазмом пошли к сидячему подъемнику. Друзья были впереди нас, я с супругом следом. И тут на моих глазах при попытке освоить подъемник они все дружно падают.
Следом подходит наша очередь. Я чувствую, как меня переполняет жуткий страх и одолевает истерика, супруг спокойно "подлавливает" меня в этот момент и комментирует спокойным голосом каждое последущее действие, и вот я успешно сижу на подъемнике.
Откуда вдруг такие яркие эмоции? Конечно же, в начале я сильно испугалась за друзей и их ребенка, далее в таком состоянии в моей памяти всплыл момент моего падения с бугельного подъемника. Как так получилось, я расскажу в следующем параграфе.
Дело в том, что главная функция мозга - обеспечить наше выживание. Потому в таком состоянии он начинает "подтягивать и примерять" то, что поверхностно подходит под ситуацию, стараясь таким образом нас обезопасить, "уговорить" этого не делать.
Сидя уже на подъемнике, я разбираю по полочкам сложившуюся ситуацию, молча созерцаю красивые виды и стабилизирую свое состояние. Ведь далее нас ждет спуск с подъемника...
Я вернула самообладание и, аккуратно следуя инструкциям супруга, чувствуя, как он поддерживает меня, чтобы при спуске я осталась "на ногах", успешно завершаю процесс. Потом еще раз на спуске мне помог сотрудник базы, а далее я справлялась сама.
И вот мы на склоне: супруг дает необходимую информацию для первого дня, напоминает про технику безопасности, знакомит нас с командой "шаснэж" и просит отработать эту стойку до знакомства со склоном.
Далее я пробую ощутить процесс самостоятельно на склоне, уверяя супруга, что он может полностью переключиться на друзей и их ребенка, которому данная поддержка важнее и нужнее. Мне данной информации достаточно и я смогу сама. Ха-ха :)
Без поддержки супруга я попробовала скатиться три раза, наблюдая за ощущениями в теле и пробуя себя не ругать, а просто наблюдать за процессом, что получается, а что нет. Все разы были с падениями на верху склона из-за страха скорости и страха сбить других участников.
Однако при каждом таком падении мне уже становилось не так страшно. Плюс я научилась лучше тормозить и, как следствие, с каждым разом падала меньше.
После перерыва ко мне активно подключился супруг и стал "отзеркаливать" мои движения, подчеркивая со стороны, где вышло хорошо, а где нужно подкорректировать действия или направление.
И вот после одного совместного спуска, где я въехала в сугроб также под его чутким руководством, я уже спускалась без падений, четко ощущая свое тело и лыжи, особенно то, как они вели себя неустойчиво, так как ботинки не фиксировали мою ступню достаточно плотно :)
После я с азартом попробовала и соседний спуск, где наклон был сильнее и длиннее, а трасса шире, так как соединялась со спуском для опытных участников. Выполняя все это уже самостоятельно, успешно и в удовольствие, я просто кайфовала от процесса.
Даже факт получения серьезной травмы одним из опытных горнолыжников прямо на моих глазах не омрачил данного процесса.
Так к концу дня за моими плечами были 9 спусков, отработанные базовые навыки, огромная благодарность супругу и море энтузиазма продолжать знакомиться ближе с горными лыжами.
Супруг хочет помочь оттачить мои навыки так, чтобы мы могли вместе кайфовать на самых разных склонах в любом уголке земли. Почему бы и нет? Особенно после такого классного опыта :)
Сноуборд - самостоятельный опыт с помощью друзей
Тут кратко и по существу, ведь это было почти 10 лет назад, всего уже и не упомнить. Знаю, что было весело, но на сноуборд я так и не встала. Ключевые моменты, которые надолго остались в моей памяти:
- Неверно выбранный маршрут: вместо склона для начинающих друзья по ошибке привели меня на спуск для опытных. На мои вопросы, "а точно ли", меня уверяли, что "да". Так как спуск был крутой для новичка, я проехала его "на попе" до самого конца.
- Знания вместо навыка: мне дали необходимые знания в самом начале, но в процессе отработки навыка участие было минимальным, можно понять, так как друзья пришли и сами покататься. Все попытки освоить передний и задний кант оканчивались падениями. Я была уверена, что причина во мне и видимо я что-то делаю не так.
- Бугельный подъемник: когда я достигла конца трассы, друзья сообщили, что ошиблись спуском, в итоге на подъемник у меня нет пропуска, плюс подъемник только бугельный. В итоге они договорились с сотрудником пропустить меня, но, как вы уже поняли, попытка самостоятельно его освоить не удалась, я упала, сильно испугалась и, как результат, пошла в гору пешком, держа в руках свой сноуборд и тяжелый опыт неудач.
- Отсутсивие ресурса: после такого первого "заплыва" желания, сил и времени не было для новых попыток даже на верном склоне.
Сдалась ли я после этого? Нет, так как слишком упряма :) Через год я пробовала сноуборд самостоятельно еще несколько раз, но все равно продолжала падать даже на склоне для начинающих.
Все "встало на свои места", когда моя подруга в свой первый раз взяла помощь тренера и предложила мне поучаствовать с ней. Тренер подробно объяснил технические нюансы, бережно направлял нас при оттачивании навыков на небольшом участке и, как результат, помог довести базовую технику "до ума" быстро и безболезненно.
Тренер по нейроинтеграции в деле
Принцип работы тренера по нейроинтеграции похож на описанное выше взаимодействие. Так как тренер по нейроинтеграции:
- на базе характеристик клиента (состояние психического и физического ресурса, сфера запроса, наличие временных ресурсов и прочее)
- с учетом знаний и личного опыта в нейронауках и agile-методе
- помогает клиенту построить оптимальный маршрут к цели, предлагая эффективные инструменты планирования,
- обучает клиента необходимым навыкам, которые помогают ему маневрировать на пути, где надо притормаживая, а где требуется, добавляя скорость,
- поддерживает его, когда "всплывает" опыт прошлых неудач, учит справляться со страхами и ограничивающими убеждениями,
- учит сохранять мотивацию и извлекать точки роста из "падений",
- отзеркаливает моменты, которые клиенту сложно увидеть со стороны, но при отработке которых он может улучшить свои результаты,
и не только это, ведь ведение каждого клиента всегда уникальный кейс и по содержанию, и по результатам, сессии и инструменты адаптируются под потребности каждого клиента здесь и сейчас.
Клиент имеет возможность следовать рекомендациям тренера или выбирать свой вариант (как в случае с ботинками), это нормально и имеет место быть. Ведь впоследствии клиент уже на личном опыте с большей эффективностью внедряет предложения тренера, осознанно понимая, почему это важно и как влияет на процесс.
Обладать знаниями здорово, а вот использовать их и внедрять в свою жизнь именно то, что действительно сейчас актуально и необходимо, - отдельный осваиваемый навык.
Самостоятельно реально, если вы обладаете должными самодисциплиной, силой воли, самоорганизацией, мотивацией, знаниями, навыками, плюс это может занять у вас в разы больше времени и ресурса, особенно преодолевая опыт "падений". Также есть риски "травм", полной потери интереса, формировании ложных убеждений о себе и о своих возможностях.
Друзья могут порекомендовать неверный маршрут, ведь у каждого свой путь и уникальный личный опыт, также у них может не быть должных знаний, навыков или достаточных временных ресурсов.
Длительность взаимодействия с тренером зависит от вашего уровня и запроса. Тренеру важно не только поддержать вас на пути, но и передать знания и навыки, помочь внедрить их в вашу жизнь, чтоб вы могли "скользить" самостоятельно и достигать точку Б "на ногах".
При желании, как и в любом другом деле, мастерство можно оттачивать годами, повышая уровень сложности и изучая новые инструменты, помогающие максимально раскрыть ваш потенциал.
Ведь тот факт, что я успешно освоила "шаснэж" и встала на лыжи, еще не делает меня опытным горнолыжником и не открывает передо мной все склоны :)