Найти тему

Как выбрать патентное бюро? Отзыв основателя Лабарум о своей компании и конкурентах

Оглавление

Я — один из основателей юридической фирмы Лабарум. Отзывы о юридических фирмах — это то, на что каждый обращает внимание при выборе исполнителя. Каждый предприниматель в один момент задаётся вопросом о регистрации своей фирмы. Для этого сперва нужно зарегистрировать товарный знак. Формальным языком, товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Без него продукция или услуга будет безлика для потребителя, поэтому регистрация знака — тот шаг, без которого невозможно построение бизнеса.

Какое патентное бюро выбрать? На что обращать внимание при выборе компании? Можно ли зарегистрировать товарный знак самому? На все эти вопросы отвечу в этой статье.

Что такое регистрация товарного знака?

Регистрация знака - это процесс, в результате которого Роспатент (он же ФИПС) выдает готовое свидетельство о регистрации знака. В России Роспатент - это единственный орган, уполномоченный правом регистрации.

Если предприниматель решил зарегистрировать бренд, у него есть два пути:

  1. Сделать всё самому;
  2. Обратиться за помощью к специалисту.

Способ 1 — Самостоятельная регистрация товарного знака: весь процесс и подводные камни

Начну статью с описания самостоятельного пути регистрации знака. Сегодня все вопросы можно решить самостоятельно, и наш случай не исключение. Тем, кто хочет самостоятельно заняться процессом регистрации, важно знать о трудностях, с которыми вы можете столкнуться.

Этап 1 — проверка знака

Не все товарные знаки можно регистрировать. В Роспатенте есть определенные требования к знакам — к их различительной способности и соответствию законодательству.

Первый этап проверки — соответствие законодательству. В списке ограничений товарные знаки с нецензурной бранью, ложной информацией о товаре или с изображенными объектами всемирного культурного или природного наследия.

Ещё одной группой знаков, которые не будут зарегистрированы, являются неохраняемые элементы. Неохраняемые элементы — символы, которые не могут получить правовую защиту согласно законодательству. К ним относятся буквенно-цифровые обозначения товара/услуги (например, буква Б), традиционно относящиеся к определённому виду отрасли символы (змея с чашей для аптек или шестерня для машиностроения), госсимволы и т.д.

Их нельзя регистрировать по простой причине: они ограничивают права других участников. Представим, что кафе зарегистрировала название “Кафе”. В этом случае все остальные заведения должны либо закрыться, либо покупать франшизу, чтобы не попасть под незаконное использование чужого товарного знака.

Такие символы повышают угрозу смешения с другими торговыми марками, поэтому эти знаки не могут получить юридическую защиту.

С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в статье 1483 Гражданского Кодекса РФ. Некоторые формулировки могут быть непонятными, поэтому предприниматель обращается за помощью в бюро или юристу.

Для тех, кто хочет самостоятельно зарегистрировать ТЗ, услуга первичной проверки будет стоить около 2-4 тысяч рублей. Для клиентов, которые регистрируют товарный знак в Лабаруме, мы проводим экспертизу бесплатно.

Второй этап проверки — определение сходства с другими с другими знаками. Проводится после экспертизы на соответствие законодательству. После того, как законность логотипа или названия было определено, их сравнивают со знаками других компаний. Без базы логотипов сделать адекватное сравнение невозможно.

Для того, чтобы провести качественный поиск, нужно либо иметь юридический опыт, либо приобрести “Консультант+”. Это база знаний для юристов, в которой описано всё: от стандартов оформления документов до кейсов общения с Роспатентом. Для получения более-менее приемлемых знаний вам понадобится 150-200 часов чистого времени. Только после этого есть смысл самому заниматься самостоятельной экспертизой вашего товарного знака и общаться с Роспатентом. После того, как вы приобрели достаточно знаний, вам можно заниматься проверкой ТЗ. Идеальным вариантом будет покупка платной базы логотипов от Роспатента. За оба инструмента выйдет сумма около 20-25 тысяч рублей.

Проверка — важнейший этап, который нельзя игнорировать. Если учесть все логотипы, в регистрации которых было отказано, в 74% случаев это случалось из-за схожести с уже существующими товарными знаками.

Статистика по причинам отказа в регистрации товарного знака
Статистика по причинам отказа в регистрации товарного знака

В Лабарум 3 года назад пришёл человек, которому отказали в 2 разных логотипах из-за схожести с уже существующими знаками. В общей сложности на неудачные попытки он потратил около 45 тысяч рублей, после чего он решил обратиться к нам.

Этап 2 — подача документов

Процедура подачи заявки сама по себе не сложная.  Согласно требованиям статьи 1492 ГК РФ заявка на товарный знак должна содержать:

  • заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;
  • заявляемое обозначение;
  • перечень товаров и/или услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ);
  • описание заявляемого обозначения.

Заявка и прилагаемые к ней документы оформляются в соответствии с требованиями к документам, которые определены положениями пунктов 7-29 Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака.

Разобраться в стандартах и МКТУ можно за 4-6 часов. Однако сама подача заявки должна проводиться только после экспертиз на соответствие законодательству и схожесть с другими ТЗ. Если ваша заявка будет отклонена, вы потеряете стоимость оплаченной пошлины (10500 рублей).

Этап 3 — защита прав

В Роспатенте ваша заявка тщательно проверяется, поэтому случаи, когда приходится доказывать оригинальность логотипа или названия — не редкость. Чаще всего это происходит так: вы подаёте заявку на лого, а через некоторое время Роспатент показывает вам логотип другой компании и говорит: докажите, что они не похожи.

Отстоять заявителю собственные права и привести доказательства своей правоты не всегда под силу. Обычный человек не знает, как работать с Роспатентом, и, если ФИПС попросит вас доказать позицию правообладателя товарного знака, вряд ли вам удастся это сделать. А патентный поверенный или юрист из компании, знающий специфику подобных процедур, поможет вам добиться желаемых результатов процесса. Работа с Роспатентом — это тот случай, когда очень важно количество кейсов работы со структурой, ведь с помощью этого опыта можно сэкономить время, обойти некоторые правила и быстрее зарегистрировать свой знак.

Самостоятельный путь: мнение

Экономить средства на регистрации товарного знака целесообразно только в том случае, если у вас есть опыт в юриспруденции или работы с интеллектуальной собственностью. В противном случае есть риск потерять сотни часов времени, ведь на понимание все специфики сферы вам придётся потратить минимум 100 часов чистого времени. Что касается денег, 30000 тысяч рублей — минимальная стоимость, которую вы можете потратить для регистрации знака, так и не добившись результата. К тому же, за каждую заявку в Роспатент платится пошлина в размере 10500 рублей.

Оптимальным решением будет сотрудничество с патентным бюро. Однако и в этом вопросе могут возникнуть сложности, ведь вам может попасться мошенник или просто некомпетентный специалист.

Способ 2 сотрудничество с фирмой

Сотрудничество с фирмой — более дорогой вариант, однако он экономит время предпринимателя.

Если рассматривать всё по этапам, то получается такая картина:

  • На этапе проверки товарного знака компания-исполнитель всё берёт на себя. Проверка по законодательству проводится бесплатно, на схожесть с другими знаками — платно. Цена зависит от компании. В Лабаруме мы не берём отдельно плату и за второй этап экспертизы, ведь она входит в стоимость услуг наших работников.
  • Подготовка документов проводится нашими специалистами, они же “подгоняют” их под стандарты Роспатента. Клиенту не обязательно даже приезжать в офис, ведь во многих компаниях электронный документооборот.
  • Патентное бюро (особенно если в штате есть патентные поверенные) практически всегда добьётся для вас положительного результата, если у Роспатента будут претензии к вам как к правообладателю знака. В Лабаруме вопросами апелляций знанимаются патентные поверенные, которые “варятся” в этой сфере долгое время, постоянно общаются с Роспатентом и знает специфику всех формальных процедур. За время существования Лабарума (отзыв от клиента есть по каждому из кейсов) нашим клиентам приходилось подавать апелляции 13 раз, все из них закончились регистрацией товарного знака для наших заказчиков.

Мнение: точно не стоит экономить на экспертизе. Если вы должным образом не проверите свой логотип или название, вы не зарегистрируете свой бренд. Потеря денег и нескольких месяцев точно стоит той экономии нескольких тысяч рублей, которые вы могли бы отдать бюро за качественную проверку. Подготовка документов занимает немного времени, но без предварительной проверки этот не принесёт никакой пользы. На защиту точно нужно идти со знающим человеком, но, надеюсь, вас это не коснётся.

Какую компанию выбрать?

Бывает 3 вида исполнителей:

  • патентное бюро;
  • юридическая фирма;
  • фрилансеры-юристы.

С фрилансерами всё неоднозначно. Если процесс регистрации будет вертеться вокруг одного человека, высок шанс провала, ведь коллективный ум способен на гораздо большее, чем один сотрудник. К тому же, среди фрилансеров очень много мошенников, поэтому советую не рисковать и остановиться на юридической фирме или патентном бюро.

Юридическая фирма, которая не специализируется на регистрации знаков, может самостоятельно вести этот процесс. Однако обычные юристы редко понимают весь процесс общения с Роспатентом изнутри, от этого шанс неудачи и потери денег выше, чем у патентного бюро. А цены на услуги от юридической фирмы не всегда ниже, чем у патентного бюро.

Патентное бюро — организация, специализирующаяся на регистрации ТЗ. Они лучше всех подготовлены к трудностям, которые могут возникнуть в процессе регистрации, а также лучше знают специфику отрасли. Однако не всем бюро можно доверять.

На что обратить внимание?

Количество отзывов и реальных кейсов. Если у компании много видеоотзывов, указаны номера свидетельств о регистрации ТЗ их клиентов, то такой компании можно верить. Видеоотзывы трудно подделать, ведь на них нужно потратить много сил и времени, а подделать свидетельство о регистрации знака — уголовное преступление. О том, как относиться к отзывам в интернете, можете почитать в моей прошлой статье.

Патентные поверенные. Лучше сотрудничать с компанией, в штате которой есть патентные поверенные. Почему патентные поверенные - показатель хорошей компании?

  • Патентные поверенные — высокооплачиваемые специалисты. Поэтому смысл их нанимать есть только у топовых компаний, которые пользуются спросом у людей;
  • Патентные поверенные имеют своё дело, которое находится в открытом доступе. Если он кого-то обманет, это может проверить любой человек. Им не выгодно обманывать людей, иначе они потеряют свой “хлеб”. Список поверенных РФ можно посмотреть на сайте;
  • Патентный поверенный — специалист, знающий работу Роспатента изнутри. Чтобы стать поверенным, нужно сдать экзамен в Роспатенте и иметь опыт работы от 3-х лет. Когда патентный поверенный сдает экзамен, ему присваивается определенная специализация, это может быть патентование, товарные знаки, изобретения и другие. Мы специализируемся на товарных знаках и патентованию.

На данный момент с Лабарумом работает 2 патентных поверенных и 4 специалиста с юридическим образованием. Каждая заявка клиентов отправляется на экспертизу к поверенным.

Оффлайн/онлайн. Здесь каждый выбирает свой вариант. Кому-то нравится общаться непосредственно в офисе, кому-то достаточно взаимодействия по электронной почте. 5 лет назад Лабарум практически полностью перешёл в онлайн-формат, и теперь только 5% наших клиентов предпочитают приезжать в офис.

Однако следует помнить, что фирма, работающая только дистанционно и не имеющая офиса может оказаться мошенником. С другой стороны, компания без дистанционного формата общения работает очень долго, ведь они не имеют налаженного документооборота с Роспатентом, что вызывает неудобство для клиента и тратит его время. Оптимальным вариантом будет компания, предоставляющая возможность как дистанционного варианта взаимодействия, так и очного.

На нашем сайте вы можете оставить заявку на консультацию для этого и прямо сегодня получить проверку знака или расчёт стоимости регистрации.

Мы поможем вам зарегистрировать ваш товарный знак. Заявку оформляем и подаём в Роспатент за 2 дня. Знак дорабатываем до уникальности и проверяем по всем базам.