Из машины — научно-фантастический фильм 2014 года режиссёра Алекса Гарланда, в котором исследуются отношения между людьми и искусственным интеллектом. В фильме рассказывается о молодом программисте по имени Калеб (которого играет Донал Глисон), который выбран для участия в новаторском эксперименте с ИИ по имени Ава (которого играет Алисия Викандер).
Фильм начинается с того, что Калеб выигрывает общекорпоративный конкурс в технологической компании, в которой он работает, что приносит ему недельный визит в уединенный дом генерального директора компании Натана (которого играет Оскар Исаак). По прибытии Калеб обнаруживает, что его выбрали для проведения теста Тьюринга на Аве, роботе-гуманоиде, созданном Натаном. Тест Тьюринга предназначен для определения того, способен ли ИИ демонстрировать поведение и интеллект, подобные человеческим.
Когда Калеб начинает взаимодействовать с Авой, он быстро понимает, что она намного более продвинута, чем любой ИИ, который он когда-либо видел. Ава может выражать эмоции, манипулировать своим окружением и вести сложные разговоры с Калебом. По ходу недели Калеба все больше привлекает Ава, и он начинает сомневаться в мотивах и намерениях Натана.
Что отличает Из машины от других фильмов об ИИ, так это глубина и сложность отношений между человеческими персонажами и персонажами ИИ. Ава изображается не как холодная, бесчувственная машина, а как разумное существо, способное испытывать эмоции и формировать отношения. Когда Калеб начинает устанавливать связь с Авой, он начинает сопереживать ей и видеть в ней человека, а не просто часть технологии.
Натан, с другой стороны, видит в Аве инструмент, который можно использовать в своих целях. Он рассматривает ее как машину, которой он может управлять и манипулировать, и его обращение с ней становится все более жестоким и оскорбительным по ходу фильма. Характеристика Натана как властолюбивого и эгоистичного технического гения является отражением опасений реального мира по поводу этики ИИ и динамики власти между людьми и машинами.
Потрясающие визуальные эффекты фильма и запоминающийся саундтрек также вносят свой вклад в его общее впечатление. Гладкий и минималистичный дизайн дома Натана в сочетании с окружающим его пустынным пейзажем создает ощущение изоляции и беспокойства, которое пронизывает весь фильм. Музыка, написанная Беном Солсбери и Джеффом Бэрроу, дополняет эту атмосферу своими жуткими, потусторонними тонами.
В целом Из машины — это наводящее на размышления и визуально ошеломляющее исследование отношений между людьми и ИИ. Изображение сложности и глубины этих отношений в сочетании с исследованием этических проблем, связанных с ИИ, делает его обязательным для просмотра поклонниками научной фантастики и всеми, кто интересуется будущим технологий.