Найти тему
RosCo | Consulting & audit

ВС РФ: Авиакомпания "Победа" больше не сможет устанавливать габариты ручной клади

Каждый, кто хоть раз летал самолетами авиакомпании "Победа", наверняка помнит, что, по правилам этой авиакомпании, с собой в салон можно было взять только небольшой рюкзак или сумку. Габариты вещи должны были строго соответствовать измерительной емкости, в которую работники аэропорта просили пассажиров поместить кладь, чтобы убедиться, что она не превышает нужных размеров. Однако эти времена, кажется, позади: ВС РФ признал требования авиакомпании, предъявляемые к ручной клади, незаконными.

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/
Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Действительно, 12 января 2023 года ВС РФ вынес постановление, которым отказал в передаче кассационной жалобы ООО "Авиакомпания "Победа" на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ.

КАК ВЕРНУТЬ АВИАБИЛЕТЫ?

Предыстория дела такова. Еще 09.03.2021 Федеральная служба в сфере транспорта по результатам проведенной проверки вынесла в отношении авиакомпании предписание о прекращении нарушений, выразившихся в установлении альтернативных правил перевозки ручной клади, противоречащих требованиям воздушного законодательства. Однако авиакомпания выполнять предписание надзорного органа не спешила, поэтому 16.04.2021 и 23.06.2021 были вынесены новые предписания, содержащие аналогичные требования.

Тогда авиакомпания обжаловала предписания ФС в сфере транспорта в судебном порядке. Дело рассматривалось почти год. Первая инстанция в удовлетворении требований заявителя отказала. В своем решении она отметила, что из представленных в материалы дела документов невозможно установить, каким именно законодательным нормам противоречат обжалуемые предписания. Кроме того, по ее мнению, заявитель не сумел доказать, что оспариваемые предписания нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Получив отказ, авиакомпания обратилась в апелляцию, и там ее доводы были услышаны, суд с ними согласился. Однако кассация впоследствии отменила апелляционное постановление и оставила в силе решение первой инстанции.

В обоснование своей позиции суд указал следующее.

Статьей 106 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза ручной клади в салоне воздушного судна пределах нормы, установленной перевозчиком. В соответствии с п. 133 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82ФАП-82 (далее - ФАП), пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы. Правилами определена минимальная весовая норма ручной клади - 5 кг на одного пассажира. Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, подлежит сдаче в багаж.

Установленную норму в 5 кг перевозчик не может уменьшить произвольно, однако в соответствии с п. 133 ФАП-82 он вправе установить предельный вес и габариты ручной клади, которые позволяют безопасно поместить ее в салоне воздушного судна, одновременно предусматривая право пассажира провозить без взимания дополнительной платы в качестве ручной клади иные вещи, перечисленные в пункте 135.

Пункты 133 и 135 ФАП-82 в системе действующего правового регулирования являются взаимосвязанными и устанавливают общие правила воздушных перевозок о праве пассажира на провоз ручной клади с учетом, как ее веса, так и в отдельных случаях видовых характеристик.

КАК ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ЗАДЕРЖКУ РЕЙСА И ПОТЕРЮ БАГАЖА?

В соответствии с п. 135 ФАП-82 перевозчику разрешено устанавливать габариты в отношении лишь определенных вещей - рюкзака, устройства для переноса ребенка (детской люльки, удерживающих систем (устройств) для детей до 2-х лет, детской коляски и других устройств) при перевозке ребенка; товаров, приобретенных в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованных в запечатанный (опломбированный пластиковый пакет).

В отношении остальных вещей, указанных в пункте 135 ФАП-82, перевозчику не предоставлены полномочия по установлению габаритов, в связи с чем действия перевозчика по установлению габаритов в отношении таких вещей не соответствуют федеральным авиационным правилам, соблюдение которых призвано обеспечить как общие правила воздушной перевозки, так и необходимый уровень обслуживания пассажиров.

Таким образом, Правила авиакомпании, устанавливающие габариты ручной клади, вне зависимости от положений пункта 135 ФАП-82, противоречат требованиям статьи 102 Воздушного кодекса РФ, п. 4 ФАП-82, предусматривающих, что устанавливаемые перевозчиками Правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки.

Авиакомпания, устанавливая максимальные суммарные габариты ручной клади и вещей, перечисленных в пункте 135 ФАП-82, уменьшает установленную норму бесплатного провоза ручной клади и ограничивает право пассажира на провоз багажа без взимания дополнительной платы.

Из содержания пункта 3 оспариваемого предписания от 23 июня 2021 года № 6.7.3.-78 следует, что согласно пункту 1 главы 9 Правил авиакомпании, к провозу в салоне самолета допускаются дамская сумка или портфель, или рюкзак габаритами 36x30x23 см. Следовательно, указанные требования к габаритам портфеля, предъявляемые авиакомпанией «Победа», не соответствуют положениям пункта 135 ФАП-82, в котором ограничения по габаритам к портфелю отсутствуют.

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Авиакомпания "Победа" обжаловала постановление кассационной инстанции в Верховный суд РФ, однако, как уже было отмечено выше, в рассмотрении ее жалобы было отказано.

По результатам принятого судом решения авиакомпании придется изменить внутренние правила приема к перевозке ручной клади.

Кроме того, возможно обращение за компенсациями пассажиров, которые вынуждены были доплачивать за багаж в случаях несоответствия его заявленным габаритам. Маловероятно, что такие обращения будут носить массовый характер, ведь для получения компенсации каждому желающему придется подтвердить документально факт доплаты за не поместившийся в измеритель багаж. Однако единичные случаи взыскания компенсаций все же возможны.

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

RosCo | Consulting & audit on Instagram: "⠀ ⚖️Юридическая консультация🔎 ⠀ 📖Компании различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели в процессе осуществления своей деятельности сталкиваются с разносторонними правовыми задачами, которые требуют актуальных знаний законодательно-правовых норм. Однако решить все разноплановые вопросы юридического характера силами штатного юриста зачастую бывает невозможно. ⠀ 💰Юридические консультации – современный способ избежать возможных негативных факторов для бизнеса, так как из-за отсутствия вовремя необходимой информации могут последовать грубые законодательные нарушения, а также финансовые и репутационные потери. ⠀ 🌎Обратившись именно в нашу юридическую компанию, вы сможете получить всестороннюю поддержку в день обращения, вне зависимости от вашего местонахождения. «РосКо» предоставляет услугу юридической консультации, цена которой оптимальна и доступна различным сферам бизнеса. ⠀ #право #ип #юрлицо #компания #фирма #ооо #закон #законодательство #бизнес #россия #рф #роско #консультация #юридическиеуслуги #юрист #юридическиеконсультации #бухгалтер #бухгалтерскиеуслуги #бухгалтерскиеконсультации"

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц