"Каждому из вас Мы установили закон и путь.
Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако
Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях"
Коран 5;48.
Взаимоотношения ислама и христианства складываются не первый век. В исламе существует достаточно глубокая внутренняя религиозная и культурная традиция, именно на этом основании складываются отношения религиозной психологии ислама по отношению к внешнему миру. Этот мир делится на Дар аль-Ислам (Территория мира) – земли, где уже утвердился Ислам и Дар аль-харб (Территория войны) – территории, где пока существует языческая или атеистическая (читай сатанинская) власть и Дар аль-ахд (Территория мирного договора). Есть люди Писания – иудеи и христиане – последователи монотеистических религий, у которых с исламом есть общая религиозно связывающая база – книга Бытия. Все они считают Авраама своим прародителем, и последняя, самая поздняя, вполне естественно, должна быть самой передовой из трех.
Известно терпимое отношение первоначального ислама к христианам и иудеям ("народам книги"). "Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, не познают страха и не будут опечалены" (5, 69). Людям Писания позволяется жить, правда иногда на довольно жестких условиях, внутри территорий, где утвердился ислам. По существующим законам людям Книги не запрещается занятие любой профессией, кроме службы в армии и назначения на высокопоставленные правительственные посты. Например, даже в древнем Багдаде во главе христианской общины стояли придворные врачи, а во главе иудейской – придворные банкиры…
В дела отправления религиозных культов правительство не вмешивалось, наоборот, зачастую даже поощряло христианские праздники. Более того, во время засухи, государственные власти даже организовывали молебственные шествия, "в них принимали участие христиане во главе с епископом и иудеи со своими трубами" (См. Адам Мец "Мусульманский Ренессанс" М.1973). Правда, отношения установившиеся между арабами и населением Сирии, Палестины и Египта, сильно отличались от отношений, создавшихся в Северной Африке (современных Триполи, Тунисе, Алжире и Марокко).
В Сирии, Палестине и Египте арабы, не встретив со стороны местного населения сопротивления, а скорее найдя в нем поддержку и сочувствие, относились к своим новым подданным терпимо. Они оставили христианам, за немногими исключениями, их храмы и право совершать богослужение, но требовали за это правильной уплаты определенной подати (джизья) и политической верности.
Джизья (араб. جزْية) — подушный ежегодный налог, взимаемый в исламских государствах с взрослых и свободных немусульман мужского пола (за исключением монахов) . Сумма джизьи постоянна в течение всей жизни немусульманина и определяется в зависимости от социального класса. Впервые люди Писания стали выплачивать джизью в эпоху мединского государства (это были в основном аравийские евреи, часть которых отказалась принимать ислам, несмотря на то, что многие другие народы вокруг них приняли Ислам, оставив языческие верования). Взимание джизьи основывается, прежде всего, на следующей фразе из Корана (9:29): "Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными". При этом, джизья была трех видов, в соответствии с экономическими условиями жизни каждого индивидуума мужского пола, достигшего зрелого возраста.
Но не смотря на это к иудеям было большее недоверие, чем к христианам: "Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: "Мы - христиане!" Это - потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся. (5; 85 (82). Есть пример и в Европейской исторической ретроспективе – в Испании во время расцвета кордовского халифата, когда население христианское и мусульманское было примерно одинаково, отношения между ними были не просто веротерпимыми, в этом случае можно говорить (разумеется, со многими оговорками), о творческом взаимодействии двух великих религиозных культур. И в этом, и во всех иных подобных примерах, это стало возможным только благодаря тому, что и христиане, и мусульмане в равной степени исповедовали свою Веру не только на словах, но и на деле, и были готовы умереть за нее. Это вызывало и взаимное уважение и, как следствие, социальный баланс в обществе. Сегодня, во многих исторически мусульманских странах, например в Сирии, Турции, Ливане, сосуществование мусульман и христиан протекает в целом спокойно.
Известно, что из общей конституции современной Европы была изъята мысль о том, что христианство является цивилизационно образующей религией для этой части мира, а это действительно исторический факт (2004-2005 гг.). На завершающем этапе согласования итогового текста важнейшего общеевропейского Закона Конституционная комиссия во главе с Жискаром Д' Эстеном столкнулась с позицией Польши и Италии. Требование лидеров этих стран по внесению в Конституцию упоминания христианства, как важнейшего фактора определяющего жизнь Европы на протяжении веков, в значительной степени тормозила выход итогового текста Конституции. Но данная позиция Италии и Польши не нашла поддержки в других странах Европы. Победу одержала плюралистическая позиция и упоминание о христианстве было исключено из проекта Конституции Европейского Союза.
ЕС, по сути, официально объявил себя секулярным содружеством государств, отказавшись от единого христианского наследия! Равнодушие правящей корпоративной верхушки новых хозяев к верующим людям многих странах ЕС наглядно и демонстративно констатирует тот факт, что Европа вполне четко обрела антихристианский вектор развития в новом тысячелетии. Согласование окончательного текста проекта Конституции объединённой Европы прошло в рамках "антихристианского" консенсуса. Это уже исторический факт, и данная фундаментальная мировоззренческая установка уже начала крайне негативно проявляться в реальной политической практике.
Следовательно, с точки зрения носителей исламской традиции, европейцы добровольно ставящие ценности "мира сего" выше их же собственных христианских ценностей – уже не люди Писания.
В Европу по разным политическим и экономическим причинам приезжает много иностранцев. Что видят мусульмане? То, что христианство (исходя из декларации ЕС) стало "культурным заповедником Европы". Для мусульман это означает, что в духовном смысле есть пустое территориальное пространство, свободное для проповеди ислама. Христианство более не обладает влиянием и подвергается сильной критике на этой территории. В этом случае, нет тех моральных сдерживающих факторов, которые могли бы быть в ситуации, если бы объединенная Европа, и на уровне политического устроения, оставалась бы христианской страной. Она просто превратилась в территорию Дар аль-харб.
Уже сейчас, во многих странах Западной Европы (Голландия, Бельгия, Испания, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Франция, Германия, Финляндия, Люксембург, Северная Ирландия, Словения, Чехия, Швейцария с 2007 года), мужчины и женщины могут заключать (гомосексуальные) так называемые гражданские партнёрства.
В наши дни исламский мир во всеуслышание заявляет, что именно он был колыбелью цивилизации - во времена, когда Европа была погружена в пучину варварства, а государства Дальнего Востока распались на отдельные, не связанные друг с другом части. Ислам - как исток всех наук и искусств - постоянно развивающаяся и обновляющаяся идея. Более того, будучи наиболее консервативным среди современных мировых религий, ислам при этом является и наиболее политизированной, социально - ориентированной среди них (и в этом его огромная сила). Там, где это возможно, ислам стремится определять содержание не только мировоззренческих ориентаций людей, но и социально-политических норм, институтов, способов поведения и участия людей в реальной жизни.
Следует отметить, что если ранее ислам идеологически боролся с христианством, то сегодня главным врагом исламской идеократии является новое глобальное идеологическое течение - модернизм. Его воплощением для современного ислама является Запад и его агрессивное ядро - США. Поэтому исламская информационная пропаганда ведется с позиций антимодернизма, антивестернизма, антиамериканизма. Беспощадной критике подвергается и такое социальное явление как либерализация современной экономики, которая приводит к негативным социальным последствиям: культ денег, огромная роль в мире финансовой плутократии, рост бездуховности, алкоголизм, наркомания, проституция.
Современная однополярная прозападная "шкала ценностей" означала бы гибель "ядра" исламской цивилизации (Данилевский, Хоссе Ортега-и-Гассет). Другим негативным последствием либерализации экономики и Европейского мира Дар аль-харб (Территории войны) является резкая социальная и имущественная поляризация общества, в которой узкой прослойке богатых и сверхбогатых противостоит громадная масса бедных и маргинализированных слоев общества. Именно от лица этих гигантских и обездоленных слоев общества ислам и выступает в своей священной борьбе.