Когда русские войска взяли Казань, повелел царь Иван Грозный возвести у стен Кремля церковь. Символ победы над Казанским ханством.
Для строительства храма пришлось разрушить деревянную церковь Святой Троицы. Дата взятия Казани совпадала с праздником Покрова и построенный собор был освещен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Так почему же памятник российской культуры стал храмом Василия Блаженного. И кто такой этот самый Василий?
И почему он стал самым известным русским святым во всем мире? О соборе Василия Блаженного знают даже те, кто не разу в России то не был. И как получилось, что главной визиткой страны стал храм, который в народе назван именем юродивого, ходившего по Москве без одежды, ночующего под открытом небом. В чем заслуга, в чем подвиг? И почему Василий Блаженный причислен к лику святых?
На Руси почитали юродивых, они считались «божьими людьми». Василий, крестьянский сын, принявший на себя подвиг юродства, скитался по Москве, жил при двух царях: Василии III и Иване Грозном. В Москве его знали все. Любимым местом отдыха юродивого было место у Кремля, названное в последствии Васильевским спуском, здесь он отдыхал и принимал людей, приходивших к нему за помощью.
Всю свою жизнь он обличал ложь и лицемерие. Однажды Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что подмешивал в муку мел и известь. Как-то царь дал Василию золото, а тот вручил золото не нищим, а купцу, оказалось, что купец разорился, но даже голодая не смел просить.
Иван Грозный любил юродивого, а иногда даже боялся. По легенде Василий Блаженный собирал деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал в определенное место. Никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед своей смертью отдал собранные пятаки царю на постройку храма.
В юродивых русский народ видел последнего из людей, но первого – перед Богом.
Прожил Василий Блаженный долгую жизнь, не то 82 года, не то 88 лет. Когда умирал, то сам Иван Грозный пришел со своим семейством с ним проститься. Похоронили недалеко от Кремля. Гроб нес лично царь, да высокопоставленные вельможи.
Рядом с этим местом и был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Позже при соборе была построена серебряная гробница, слишком много людей пытались прийти на могилу юродивого, чтобы получить исцеление. Москва с тех пор считает Василия Блаженного своим заступником.
Святой почитался как «от бесов, уязвленных целитель, паче же самих бесов прогонитель; слепым прозрение, хромым хождение, болящим всем исцеление и здравие, от бед и скорбей избавление, печальным утешение подающий».
И хоть в официальных документах храм носит имя Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, в народе за ним закрепилось имя Собора Василия Блаженного.
Вокруг храма возникло много легенд, так самая распространенная, что, по приказу Ивана Грозного строителей ослепили, чтобы никогда и нигде они больше такой красоты не создали. Подтверждений этому нет. Жутковатая легенда и не более.
Храм символизирует собой Небесный Иерусалим, но почему он такой разноцветный, никто толком не знает. Достройкой и реконструкцией храма занимались постоянно, в каждом веке что-то достраивали и реставрировали.
Конструкция кажется сложной. В центре самая высокая Покровская церковь, вокруг которой восемь других церквей. Собор образует восьмиугольник, восьмиугольную звезду, символизирующую всю христианскую церковь. Такая звезда является путеводной звездой в жизни каждого православного человека. Внутренняя отделка храма украшена растительными орнаментами, все росписи сделаны в разное время.
В 1588 году к собору была пристроена нижняя церковь, освященная в честь Василия Блаженного, мощи которого там находились.
За время существования храма его пытались уничтожить неоднократно. Когда войска Наполеона вошли в Москву, в соборе были устроены конюшни. А когда французы отступали, то Наполеон приказал взорвать собор. Москвичи молились своему небесному покровителю и случилось чудо, пошел дождь и загасил фитили.
Еще очень распространена история чудесного спасения храма при Сталине. Храм якобы мешал автомобильному движению по Красной площади и известному архитектору Петру Дмитриевичу Барановскому предложили продумать возможности его сноса. Архитектор отправил телеграмму в Кремль, где говорилось, что он взорвет вместе с храмом себя. Барановского репрессировали, а когда он освободился, то первым делом отправился не домой, а на Красную площадь, убедиться, что храм цел и невредим.
Жена Петра Дмитриевича вспоминала, что когда ей разрешили свидание с мужем в Бутырской тюрьме, он в первую очередь спросил: «Ну как, стоит еще храм?» и услышав ответ произнес: «Тогда и мы поживем еще!»
Раз чудом уцелевший древний храм стоит , так и мы с вами поживем еще !