Найти в Дзене

Путь к исполнению музыки: в основе эффекта лежит простота

Оглавление

Занимаясь музыкой, я понял, почему музыканты и балерины не гордятся своим искусством в той мере, как это следовало бы делать, учитывая всю неординарность их искусства. Это можно объяснить весьма просто. Всю человеческую деятельность можно разделить на два класса по одному параметру, а, именно по трудности совершения. Некоторые вещи делать легко, а ряд вещей делать трудно. При этом человек всегда склонен гордится именно тем, что ему делать трудно и, сравнительно, мало склонен гордится тем, что ему делать легко.

Если же речь идет не о человеке, который что-то делает, а о людях, которые его деятельность воспринимают, то наблюдается совсем иная картина. Здесь фигурируют иные критерии, которые могут не совпадать с тем легко или трудно делается то или иное действие, которое оценивается окружающими. Да и с критерием трудности во время восприятия происходит метаморфоза. Человека может в другом восхищать то, что ему самому трудно было бы сделать. Музыка и танцы могут вызывать восхищение в том и только в том случае, когда трудностей исполнения не заметно.

Этого можно наверняка добиться в том случае, если исполнителю на самом деле исполнение дается легко, без всяких трудностей. Именно в этом случае он сам не склонен этим гордится, так как это ему самому легко делать. Настоящему музыканту или балерине не приходит в голову гордится своей работой, так как они очень легко с ней справляются.

В том, что музыкальное исполнение сложных вещей может получаться очень легко, я убедился на собственном опыте. Я писал уже, что вначале не мог никак одолеть начальные такты патетической сонаты Бетховена и ограничивался только первыми ее аккордами. Однако я был в то время очень горд тем, что я сумел с невероятным трудом сыграть несколько первых аккордов патетической и был тогда гораздо больше горд этим, чем теперь, когда я свободно, в нужном темпе, легко, играю всю эту сонату. Теперь я свободно, не испытывая трудностей, играю не только эту сонату, а и ряд других сонат Бетховена, а также чарующие произведения Рахманинова, Листа, Шопена, Шуберта, Шумана, Грига, Чайковского. Критерий отбора при этом оставался неизменным – это совсем не трудность или легкость исполнения. Я имел дело только с такими произведениями, которые вызывают во мне то чувство радости и оптимизма, которое возникло во мне под влиянием музыки еще в далеком детстве, когда я впервые осознал, что значит для человека хорошая музыка.

Интерес и любовь к музыке должны являться одной из главных целей музыкального образования. Утрата этого интереса в результате обучения игре на пианино сводит все усилия на нет. Мой пример замечателен тем, что показывает роль этого интереса при обучении. Оказывается, что интерес к музыке является не только необходимым, а и достаточным условием для обучения. В моем примере было столько мешающих факторов и таких серьезных как отсутствие способностей, слишком позднее начало, полное отсутствие времени и т.д. и т.п., а интерес все это преодолел и не утратился в процессе обучения, а только возрос. Мой пример показывает, что, в принципе, возможна такая система музыкального образования, которая способствует не только обучению исполнительскому искусству, а способна создавать и увеличивать интерес к музыке, а не утрачивать его.

Иллюстрация

После столь обстоятельного рассказа совершенно необходимо что-то сыграть, чтобы наглядно показать, чего же я достиг в результате. Я сейчас исполню элегию С.В. Рахманинова. Эта пьеса, исполняемая в течение всего 6 минут 20 секунд, прекрасна, но я выбрал ее не по этому ее качеству. Этому удовлетворяют все исполняемые мной произведения, так как я иных не играю. Я выбрал именно эту пьесу ввиду того, что она содержит все те трудности без исключения и в полном их объеме, которые мне пришлось преодолевать, пытаясь сыграть что-то стоящее, такое ради чего действительно стоит затратить большие усилия.

В этой пьесе есть бурный аккомпанемент во всю ширь рояля с аккордами, способными напрочь заглушить мелодию. Есть в ней места, которые надо исполнить очень быстро, есть довольно много мест, в которых каждая рука должна играть строго в своем темпе, исполняя за тоже самое время разное число нот. Это вначале кажется абсолютно непреодолимым. Все эти трудности в этой пьесе есть, но для меня теперь они уже полностью исчезли. Я настолько свободно с ними сейчас справляюсь, что их уже незаметно ни мне, ни слушателям, если таковые есть! Так и только так это и должно быть при настоящем исполнении. Это я и собираюсь показать. Чтобы это послушать и посмотреть надо воспользоваться следующей ссылкой на файл, загруженный в Интернет.

Вот еще один пример из современности. Это было 23 декабря 2020 года. Тогда я сыграл фрагмент Патетической сонаты Бетховена, записав это исполнение на видео. Это видео я послал друзьям, живущим за рубежом, для поднятия у них настроения перед Рождеством. Вот это современное видео.

Предыдущие серии:

Путь к исполнению музыки: начало

Путь к исполнению музыки: неожиданное продолжение

Путь к исполнению музыки: милые и умные наставники

Путь к исполнению музыки: что музыка дает исполнителю

#музыка #историиизжизни #проза