Анализ проблемы
Выход из строя коробок передач на комбинированных дорожных машинах может спровоцировать отсутствие муфты разрыва потока мощности в схеме передачи крутящего момента на привод рабочего оборудования.
Мирон Семенов, фото автора
Чем больше выпадет снега, тем сильнее нагрузка на комбинированные дорожные машины (КДМ). Зима 2022-2023 года на снегопады выдалась богатой. Спецмашины работали в непрерывном режиме, очищая от наносов и обрабатывая противогололедными реагентами дороги городов и связывающие их между собой магистрали.
Львиная доля специальной техники, предназначенной для ухода за дорогами и придорожной инфраструктурой, изготовлена на шасси самых распространенных в России грузовиков – КАМАЗ. Лидером сегмента КДМ по праву считается модель 65115. Автомобили выпущены большим тиражом. Хорошо изучены ремонтниками. До недавнего времени не было никаких проблем с покупкой запасных частей для их ремонта и регламентного технического обслуживания. Сегодня ситуация несколько изменилась, что требует от сервисных центров активнее искать необходимые запасные части, а от владельцев машин – более бережного к ним отношения.
Оцениваем состояние лючка стыковки КОМ с КП.
При наличии сильной коррозии заменяем его новым
Увы, но, когда дороги необходимо чистить быстро, а любое промедление грозит дорожным коллапсом, бережливость уходит на второй план и даже опытные водители, работая в авральном режиме, способны совершать ошибки в управлении техникой. Все это приводит к ее поломкам и простою, что усиливает и без того высокую нагрузку на оставшиеся в строю машины.
Качество используемого трансмиссионного масла и регулярность его замены можно оценить по количеству отложений на стенках корпуса агрегата
Ахиллесовой пятой комбинированных дорожных машин, созданных на базе КАМАЗ-65115, следует признать девятиступенчатую коробку передач ZF. Нет, сам по себе данный агрегат весьма надежен, неприхотлив, способен длительное время работать с максимальными нагрузками, не требует особого внимания со стороны технической службы автопредприятия. Однако все это справедливо в случае, когда мы говорим о дорожных машинах или самосвалах, которые, между прочим, часто работают с перегрузом. Нагрузки, которые воспринимает коробка передач, у комбинированных дорожных машин в некоторых режимах значительно выше. Именно это и становится причиной выхода агрегатов из строя.
Корпус КП – самая дорогая деталь.
При его повреждении ремонт агрегата может стать экономически невыгодным
Приведем пример из практики технического центра ООО «ТЦ Автобау», официального дилера ПАО «КАМАЗ», мастера которого поделились знаниями, как проявляются неисправности КП ZF на комбинированных дорожных машинах, созданных на базе КАМАЗ-65115, и что их провоцирует. А в качестве «живого» примера возьмем реальный случай из практики, который произошел в конце 2022 года.
На СТО пришла коммунальная машина, водитель которой жаловался на некорректную работу коробки передач – 4-я и 8-я, 3-я и 7-я ступени включались с большим трудом. Диагностику агрегата начали с анализа трансмиссионного масла, которое было слито из КП. В нем обнаружили крошки металла, по виду которых мастер агрегатного участка сделал заключение, что разрушены синхронизаторы. Последовавшая разборка коробки с дефектовкой ее составляющих подтвердила это предположение.
Синхронизатор – самый «нежный» узел КП. При ремонте агрегата необходимо устанавливать по возможности оригинальные детали. Они гарантируют четкость и легкость переключения передач и отличаются максимальным ресурсом
При разрушении деталей КП стальная крошка может попасть в зубчатые пары и повредить зубья. При использовании работавших деталей важно убедиться,
Почему у надежной, проверенной временем коробки передач произошла такая неисправность? Как мы уже отметили выше, этому способствует режим работы агрегата с сильными ударными нагрузками. Их провоцирует переключение передач без выжима сцепления, что важно для сохранения гидропривода и спецоборудования.
При сборке КП необходимо обеспечить требуемые зазоры (натяг) в конических подшипниках. Регулируются они при помощи колец. Измерять их толщину для грамотного подбора необходимо при помощи микрометра. Использовать старые кольца без промера их толщины недопустимо. Поврежденные или потерявшие упругость стопорные кольца заменяются новыми
Для того чтобы это предотвратить и снизить нагрузку на узлы, необходимо обеспечить её плавный рост. Это достигается при использовании специальной муфты, которая управляет потоком мощности и передачей крутящего момента от КОМ на гидромотор. Данная опция стоит довольно дорого, что вынуждает многих заказчиков КДМ от нее отказываться. И это действительно возможно, но при условии, что водитель, работающий на спецмашине, хорошо владеет приемами переключения передач без выжима сцепления. То есть трансмиссия шасси и гидропривод специального оборудования работают в режиме без разрыва потока мощности и крутящего момента. Увы, для этого необходимы опытные кадры, которые есть не во всех эксплуатирующих организациях.
Экономия – мера вынужденная
В нынешних условиях владельцы спецмашин вынуждены экономить. В частности, они ограничиваются только заменой синхронизаторов, ползунов вилок переключения передач и прокладок, которые устанавливаются между корпусными деталями. Максимум в профилактических целях заменяются сальники. Очень плохо, что в целях экономии оставляются подшипники, имеющие следы питтинга.
Подшипники и детали, которые являются их внешними обоймами, со следами питтинга требуют замены
Кроме того, по технологии ремонта КП ZF необходимо в обязательном порядке заменять сухари синхронизаторов, даже если узлы по какой-либо причине решено было оставить. Скажем больше, выход из строя сухаря может спровоцировать аварийное разрушение коробки передач.
Сухари синхронизаторов относятся к одноразовым деталям
Согласно все тем же рекомендациям, все детали, изготовленные из мягких металлов (медные сплавы), по технологии должны быть заменены новыми. Дело в том, что в них внедряются стальные крошки, которые образуются при повреждении деталей КП, и, следовательно, они будут способствовать износу контактных поверхностей.
Ползуны вилок переключения передач по правилам должны заменяться вне зависимости от степени их износа
Сборка КП с неоригинальными деталями не гарантирует надежную работу агрегата. И если на дорожной машине агрегат может служить верой и правдой, то на КДМ в условиях резких скачков нагрузки коробка передач может достаточно быстро снова выйти из строя. При этом затраты на ее ремонт фактически удвоятся. Если агрегат был отремонтирован по всем правилам его изготовителя, то гарантия на него будет аналогична новой.