Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. На прошлой неделе на телеканале «Россия 1» с успехом прошёл новый сериал «Шаляпин» посвященный сто пятидесятилетию со дня рождения величайшего русского певца.
В целом фильм я посмотрел с удовольствием, но с самого начала честно сказать испытывал какой-то легкий дискомфорт от того очень уж много создатели проводят параллелей между жизнью Федора Ивановича и реалиями сегодняшнего времени. Дескать, по сути своей он ничем не отличается от нынешних «звезд». Снимается в рекламе, наплевав на мнение окружающих. Вспомните, как ему Савва Мамонтов говорит:
«А завтра глазные капли «Мальчики кровавые» рекламировать станешь?».
Постоянно становится героем публикаций в желтой прессе
Готов пойти на откровенную халтуру, ради денег. Я имею ввиду сцену, когда ему дают прослушать граммофонную пластинку, а он в ярости выгоняет представителя фирмы с криком «Это что за качество? Я что так пою? А почему оркестра вообще не слышно?», но когда секретарь ему сообщает КАКИЕ ДЕНЬГИ предлагает компания тут же сменяет гнев на милость .
В общем складывается впечатление что 120 лет назад все было то же самое включая отношение публики от обожествления до битья окон.
Не скрою, мне стало интересно, и я решил проверить для начала, была ли в действительности история с «Духами в честь Ф.И. Шаляпина».
Вы знаете мои уважаемые читатели, оказывается, такие духи действительно существовали и даже выглядели точно так же, как в фильме.
Вот только выпущены они были не в 1900, как показано в фильме, когда Шаляпин был восходящей звездой Частной оперы Саввы Мамонтова, а в 1916, когда Шаляпин был уже знаменитостью мирового уровня.
Выпускала их Знаменитая фирма «Брокар» существовавшая к тому времени более 50 лет.
В 1914 году к своему полувековому юбилею компания выпустила роскошный каталог, своей продукции один из экземпляров которого был прислан Шаляпину. Нужно сказать, что к тому времени имя певца уже во всю использовалось в рекламных целях. Не могу сказать имел ли что то с этого певец, но известно что в России выпускались конфеты и шоколад «Шаляпин». Была даже канарейка «Шаляпин» которую представили на выставке Всероссийского общества любителей певчих птиц.
В 1916 году Федор Иванович получил письмо от представителя фирмы «Брокар» в котором было сказано:
«Глубокоуважаемый Федор Иванович! С Вашего разрешения мы выпускаем в продажу новые духи, посвященные Вашему имени, образцы которых мы почтительнейше просим Вас принять, как дань нашего глубокого к Вам уважения и почитания Вашего таланта. Надеемся также, что Вы соблаговолите нам дать Ваше позволение и на публикацию в газете о выходе означенных, посвященных Вам, духов».
Позволение было дано и вскоре духи появились в продаже. Так что создатели фильма промахнулись как минимум на полтора десятка лет.
Ну и что бы закрыть эту тему сообщу, что автором шаляпинских духов, которые к стати, очень понравились Федору Ивановичу стал главный парфюмер «Брокара» Август Мишель – создатель знаменитого «Любимого букета Императрицы», после революции превратившегося в знаменитые советские духи «Красная Москва»
Есть в сериале и другие ляпы, причем достаточно грубые. Например, о гибели Мамонта Дальского Шаляпин узнает по телефону от Коровина. Они вместе едут в больницу по заснеженной Москве. А между тем Мамонт Викторович погиб в результате несчастного случая 21 июня 1918 года. Причем в фильме накануне трагедии Дальский сообщает Шаляпину, что в Петрограде расстреляли семью баронов Стюартов, за которых они хлопотали перед Луначарским. Данный факт действительно имел место быть, но зимой 1920, когда Дальского уже полтора года в живых не было.
Ну и конечно куча всяких мелочей, на которые может и не стоит обращать внимание, но они есть. К примеру, я со школы помню стихотворение Блока «На железной дороге» где есть такие строчки:
…Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели…
Имеется в виду, что вагоны имели разный цвет в зависимости от класса. То есть в зеленых третьего класса ездили самые простые люди, не обремененные большими деньгами и довольствовавшиеся минимум комфорта. Отчего же тогда Федор Иванович несколько раз в течении фильма путешествует именно в зеленом вагоне, который впрочем внутри оказывается вполне себе комфортным с отдельными купе и мягкими диванами.
Вот такие мысли, хотя в общем и целом фильм оставил хорошее впечатление, а до мелочей может и не стоит докапываться? Как вы считаете мои уважаемые читатели?