К самоустанавливающимся подшипникам относятся те, которые имеют два ряда стальных шариков и общую дорожку качения сферической формы. Такая конструкция позволяет подшипнику самоустанавливаться, а также работать при отклонении от оси. Такие подшипники отлично подходят для изогнутых валов. Им не страшны перекосы вала. Кроме того, из-за минимального трения самоустанавливающиеся подшипники при работе практически не нагреваются даже если частота вращения высокая.
Виды самоустанавливающихся подшипников:
- открытые
- открытые с широким внутренним кольцом
- с уплотнениями
Открытые самоустанавливающиеся подшипники
Такие подшипники имеют кольцевую канавку и отверстие для смазки. Их используют там, где необходимо добиться минимального трения
Самоустанавливающиеся подшипники с широким внутренним кольцом
Как правило, такие подшипники служат опорным элементом для гладких валов.
Самоустанавливающиеся подшипники с уплотнениями
Это подшипники, которые имеют с обеих сторон контактные уплотнения, изготовленные, как правило, из синтетического каучука с дополнительным стальным армированием. Такие уплотнения имеют хорошую износостойкость и не подвержены воздействию смазок и масел. Обслуживать такие подшипники не нужно. Они изготавливаются с запасом смазки на весь срок службы.
Самые часто используемые самоустанавливающиеся подшипники – с двумя рядами шариков. Такая конструкция позволяет обеспечивать вращение даже при изменении оси. Обычный подшипник в такой ситуации попросту ломается.
Плюсы использования самоустанавливающихся подшипников:
- Компенсация динамического и статического перекосов
- Низкий коэффициент трения и, соответственно, низкое выделение тепла при работе, а также отличные скоростные показатели
- Низкий коэффициент шума и вибрации
- Минимальное обслуживание
Основные минусы:
- Плохая переносимость нагрузок
- Необходимость постоянно обеспечивать минимальную нагрузку (без этого сферическая дорожка качения может деформироваться)
Для того, чтобы правильно подобрать самоустанавливающийся подшипник, необходимо обратить внимание на допуски, размеры подшипника, величину его внутреннего зазора, величину перекоса, которую способен компенсировать подшипник, а также на тип сепаратора.