Внимание: Данная статья публикуется с целью ознакомления читателей с популярной точкой зрения, распространенной в западных СМИ формирующих для своих читателей альтернативную реальность. Мнение авторов статьи не совпадает с мнением Деньги в Банке
Спустя год после вторжения Путина в Украину некоторые циники сетуют на то, что беспрецедентная кампания экономического давления на Россию еще не положила конец режиму Путина. Чего им не хватает, так это трансформации, которые произошли прямо на наших глазах: Россия стала ослабленной мировой державой.
В сочетании с собственными ошибками Путина, экономическое давление подорвало экономическую мощь России, поскольку храбрые украинские бойцы, HIMARS, танки Leopard и ракеты PATRIOT сдерживали российские войска на поле боя.* В прошлом году российская экономическая машина была ослаблена, как показывает наш оригинальный сборник исследований. Вот наиболее заметные экономические поражения России:
Постоянная потеря Россией более 1000 международных транснациональных компаний в сочетании с эскалацией экономических санкций
Более 1000 глобальных компаний, которые добровольно решили покинуть Россию в беспрецедентном историческом массовом бегстве в течение нескольких недель после февраля 2022 года, как мы добросовестно фиксировали и обновляли по сей день, в основном остались верны своим обещаниям и либо полностью отказались, либо находятся в процессе полного отделения от России без каких-либо ограничений.планирует вернуться.
Эти добровольные выходы из бизнеса компаний с доходами внутри страны, эквивалентными 35% ВВП России, в которых занято 12% рабочей силы страны, сопровождались введением постоянных международных правительственных санкций, беспрецедентных по своему масштабу и масштабу, включая экспортный контроль над чувствительными технологиями, ограничения в отношении российской элиты и арест активов,финансовые санкции, обездвиживание активов центрального банка России и удаление ключевых российских банков из SWIFT, с планируемыми еще большими санкциями.
Резкое падение доходов от энергоносителей из-за ограничения цен на нефть G7 и путинского газового гамбита
В российской экономике долгое время доминировали нефть и газ, на долю которых приходится более 50% доходов правительства, более 50% доходов от экспорта и почти 20% ВВП каждый год.
В первые месяцы после вторжения доходы Путина от энергоносителей резко возросли. Теперь, по данным экономистов Deutsche Bank, Путин теряет 500 миллионов долларов в день доходов от экспорта нефти и газа по сравнению с прошлогодними максимумами, которые быстро снижаются.
Стремительный спад был ускорен собственными ошибками Путина. Путин хладнокровно приостановил поставки природного газа из Европы, на которую ранее приходилось 86% продаж российского газа, в надежде, что замерзающие европейцы разозлятся и заменят своих избранных лидеров. Однако более теплая, чем обычно, зима и увеличение мировых поставок СПГ означают, что Путин теперь навсегда утратил значимость России как ключевого поставщика в Европу, а зависимость от российских энергоносителей упала до 7%, а вскоре и до нуля. Имея ограниченную трубопроводную инфраструктуру для поворота в Азию, Путин сейчас зарабатывает едва 20% от своих прежних доходов от продажи газа.
Однако энергетический коллапс России также вызван опытной международной дипломатией. Ограничение цен на нефть G7 достигло некогда невообразимого баланса: российская нефть продолжает поступать на мировые рынки, одновременно сокращая прибыль Путина. Российский экспорт нефти удивительно стабильно держался на довоенном уровне в ~ 7 миллионов баррелей в день, обеспечивая стабильность мирового нефтяного рынка, но стоимость российского экспорта нефти упала с 600 миллионов долларов в день до 200 миллионов долларов в день, когда эталонный показатель Urals упал до ~ 45 долларов за баррель,чуть выше безубыточной цены России ~ 42 доллара за баррель.
Даже страны, находящиеся в стороне от схемы ограничения цен, такие как Индия и Китай, пользуются услугами картеля покупателей G7, чтобы обеспечить поставки из России с большими скидками до 30%.
Талант и бегство капитала
С февраля прошлого года миллионы россиян бежали из страны. Первоначальный исход около 500 000 квалифицированных рабочих в марте был усугублен исходом по меньшей мере 700 000 россиян, в основном мужчин трудоспособного возраста, которые бежали от возможности призыва на военную службу после сентябрьского приказа Путина о частичной мобилизации. Только в Казахстане и Грузии зарегистрировано по меньшей мере 200 000 новых беглецов из России, отчаянно желающих не воевать в Украине.
Более того, бегущие россияне отчаянно пытаются набить свои карманы наличными, спасаясь от правления Путина. Денежные переводы в соседние страны выросли более чем в десять раз, и они быстро привлекли бывших российских предпринимателей. Например, в Узбекистане в Ташкентском ИТ-парке годовой рост выручки составил 223%, а общий рост экспорта технологий - 440%.
Между тем, офшорные убежища для богатых россиян, такие как ОАЭ, процветают, и, по одним оценкам, 30% состоятельных людей России бежали.
Россия будет становиться все более неактуальной, поскольку цепочки поставок продолжают адаптироваться
Россия исторически была крупнейшим поставщиком сырьевых товаров в мировую экономику, занимая лидирующую долю рынка в энергетическом, сельскохозяйственном и металлургическом комплексе. Путин быстро делает Россию неактуальной для мировой экономики, поскольку потребителям всегда гораздо проще заменить ненадежных поставщиков товаров, чем поставщикам находить новые рынки.
Цепочки поставок уже адаптируются, разрабатывая альтернативные источники, которые не зависят от прихотей Путина. Мы показали, как на нескольких важнейших рынках металлов и энергоносителей совокупный объем новых разработок, которые будут открыты в ближайшие два года, может полностью и надолго заменить российское производство в глобальных цепочках поставок.
Даже оставшиеся торговые партнеры России, по-видимому, предпочитают краткосрочные, конъюнктурные закупки российских товаров на спотовых рынках, чтобы извлечь выгоду из низких цен, а не инвестировать в долгосрочные контракты или развивать новые российские поставки.
Похоже, Россия находится на пути к своему давнему худшему страху: стать слабой и экономически зависимой от Китая – источником дешевого сырья.
Российскую экономику поддерживает Кремль
Кремлю пришлось поддерживать экономику с помощью все более жестких мер, и контроль Кремля все больше проникает во все уголки экономики, оставляя все меньше и меньше места для инноваций частного сектора.
Эти меры оказались дорогостоящими. Государственные расходы выросли на 30% в годовом исчислении. Дефицит федерального бюджета России на 2022 год составляет 2,3%, что неожиданно превышает все оценки, несмотря на изначально высокие доходы от энергоносителей, сокращение и перечисление 2,4 трлн рублей из сокращающегося фонда национального благосостояния России в декабре и продажу активов на сумму 55 млрд юаней в этом месяце.
Даже этих крайних мер оказалось недостаточно. Путин был вынужден совершить набег на казну российских компаний в рамках того, что он называет “мобилизацией доходов”, поскольку доходы от энергоносителей падают, извлекая из корпоративной казны Газпрома внушительный налог на непредвиденные расходы в размере 1,25 трлн. рублей, запланировав новые рейды, и вынудив к массовому выпуску местных долговых обязательств на 3,1 трлн. рублей .
Можно сделать больше
Хотя 2023 год усугубит каждую из этих тенденций и еще больше ударит по российской экономике, можно сделать еще больше.
Подавление уклонения от санкций и контрабандистов, возможно, посредством вторичных санкций в случае Турции и других хронических преступников, гарантирует, что плохие игроки не будут подпитывать военную машину Путина.
Положения о санкциях в отношении технологий, финансовых учреждений и экспорта сырьевых товаров могут быть усилены. Необходимо продолжать оказывать давление на компании, оставшиеся в России, чтобы они полностью и немедленно покинули страну. Около 300 миллиардов долларов замороженных валютных резервов могут быть изъяты и направлены на восстановление Украины
Закручивание этих гаек поможет повысить шансы на то, что до этого времени в следующем году Россия поймет, что ей не нужен Путин, точно так же, как мир уже понял, что ему не нужна Россия.
Только тогда у российской экономики и народа появится шанс вернуться к процветанию.
Джеффри Зонненфельд - профессор практики менеджмента Лестера Крауна и старший заместитель декана Йельской школы менеджмента. Стивен Тянь - директор по исследованиям Йельского института руководителей высшего звена.
*Уже со второго абзаца авторы начинают беспринципно лгать и передергивать факты: - танки Леопард и ракеты Патриот на Украину не поставлялись