К написанию этой статьи нас подтолкнуло обращение жительницы Краснодарского края в адрес руководства пансионата «Приморье», расположенного в городе-курорте Геленджик, выразившей свою обеспокоенность состоянием деревьев магнолии, находящихся на территории указанного пансионата. В результате рассмотрения данного обращения в нашу организацию поступил запрос на проведение фитосанитарного обследования нескольких взрослых экземпляров довольно редкого вида дендрофлоры для города-курорта Геленджик – Магнолия крупноцветковая. Выполнение данной работы натолкнуло на ряд размышлений, которыми хотелось бы поделиться в данной статье.
Забегая вперед, скажу, что обследование показало угнетенное состояние деревьев и фактическую невозможность их спасения без пересадки на новое место произрастания.
Проведя обследование, мы в хорошем настроении проследовали прогуляться по набережной, погода стояла чудесная, быстро уезжать не хотелось! И именно в момент прогулки я ощутила, что этому месту чего-то не хватает! «Чего же?» - спросите вы. Огромное количество ресторанов на любой вкус, магазинчики, пляж шикарный, море… что еще нужно? Деревьев! Нормальных деревьев! Здоровых, больших, красивых деревьев. Когда идешь по набережной, то кажется, что в принципе всего хватает, но… Большое количество местной дендрофлоры имеет заболевания, которые в скором времени приведут их к гибели. Новые же деревья, которые высаживают на курорте либо низкорослые (декоративные туи, можжевельники и другие), либо уже заражены вредителями на этапе посадки и до состояния взрослых экземпляров не доживут. Когда я еще раз кинула взгляд на набережную, то сразу в памяти всплыли старые фото, которые публиковались в печатных изданиях с изображениями курортов СССР: Ялта, Сочи, Сухуми… Ведь в те давние времена имелся действительно СТИЛЬ ОЗЕЛЕНЕНИЯ, сформированный и реализованный стараниями и умениями дендрологов, художников и архитекторов. Сейчас же мы можем наблюдать явный диссонанс в этой области.
Перенесемся в 80-е годы в славный город Сочи – главный курорт страны, на который мечтал попасть каждый советский гражданин. В 1979 году Сочинский ландшафтный стиль озеленения получил Государственную премию РСФСР в области архитектуры. Главным дендрологом на тот момент был Сергей Ильич Венчагов – человек, чье имя навсегда вписано в историю города Сочи. Его стилю присущ некий микс растений с камнями и различными искусственными строительными материалами. Но пришли времена развала СССР и от шикарных работ Сергея Ильича остались лишь отголоски – места работ Венчагова были отданы под застройку.
А сейчас представьте, что мы приехали в город Ялта… На дворе 1935 год и полным ходом идет внедрение субтропических культур на южном побережье Крыма – выращиваются лимоны, бамбук, маслины, гранаты и многие другие, несвойственные Ялте растения. Директор Никитского ботанического сада В.Д. Абаев доказал возможность, и, даже необходимость, внедрения субтропических культур в современное озеленение. Программу по высадке цитрусовых и субтропических культур поддерживали все: начиная от мелких организаций и заканчивая крупнейшими предприятиями Крыма. Сам И.В. Сталин в 1948 году во время своего отдыха в Ливадии распорядился, чтобы полуостров стал тропическим раем. В районе Ялты были высажены более 45 000 цитрусовых, 3000 бамбука и многие другие растения.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что основой привычных нам открыточных видов Черноморского побережья являются представители тропической дендрофлоры – различные пальмы, кипарисы, магнолии.
А теперь предлагаю вернуться из прошлого в современную столицу нашего края – город Краснодар, например, в прошлое лето! Жарко, очень жарко, не правда ли? Плавится не только асфальт, но и мозг. Именно прошлым летом Наталья Машталир – бывший главный архитектор города, а ныне заместитель руководителя Института развития градостроительства и городской среды, со своей командой провела целое климатическое исследование в городе, в результате чего было выявлено, что одна зеленая зона понижает температуру в радиусе 20 – 100 метров по своему периметру; крупнолистные, высокие деревья понижают температуру гораздо лучше других, а непрерывная посадка деревьев просто необходима городу, так как работает, как живые коридоры для фауны. Я думаю, что такие выводы можно применить к любому городу России и даже мира. Что же видим мы? Идет редкая посадка деревьев, высота которых во взрослом возрасте достигнет максимум 3-4 метров. Откуда же тогда возьмется тень? Большинство деревьев сажаются с нарушением всех технологий посадки, то есть просто по принципу – вырыл яму, засунул дерево и сверху присыпал землей! Не будем в который раз говорить о том, что многие деревья привозят из питомников уже зараженными. Также согласно новым градостроительным нормам сегодня при проектировании новых районов города на каждый гектар необходимо высаживать не менее 75 взрослых деревьев, а вдоль улиц обязательно должны быть рядовые посадки крупномеров (в районе каждых 6 метров). В лихие постперестроечные годы данные нормы вообще не регламентировались никаким образом! Неудивительно, что проезжая по новым районам города, зелени практически не видно! Да и в центре ситуация не лучшая, старые деревья беспощадно обрезаются или спиливаются, причем без разбора, так, например, произошло на улице Пушкина в самом центре города: остатки абсолютно гнилых деревьев, упавшие на машины жильцов дома больше года назад, так и стоят, портя эстетический вид улицы и распространяя болезни на другие деревья, а совершенно здоровое дерево, возрастом более 50 лет, было беспощадно спилено прошлым летом. Но об этом – в следующей статье.
Возвращаясь к озеленению города-курорта Геленджик можно сказать, что наряду с все еще прекрасными соснами, создающими любимые места прогулок и отдыха местных жителей и туристов, редкие виды субтропической растительности, характерные для озеленения наших известных причерноморских курортов, встречаются единично.
Сегодняшнее состояние древесной растительности города Геленджика можно характеризовать, как хаотичное озеленение, сохранившееся не благодаря, а вопреки безудержной застройке последних 30 лет и, к сожалению, 80 % всего зеленого каркаса Геленджика составляет монокультура – сосна крымская и отчасти сосна пицундская. Создание монокультуры в озеленении и те законодательные ограничения, существующие сегодня в части применения пестицидов для борьбы с болезнями и вредителями растений (то есть фактически полный запрет их применения) чреват последствиями, сравнимыми с судьбой самшита колхидского – когда после появления одного инвазивного вида с довольно агрессивной динамикой развития (самшитовая огневка) были потеряны за короткий промежуток времени не только подавляющее большинство насаждений самшита, но и всемирно известный памятник природы «Тисово-самшитовая роща»… Но об этом тоже отдельный разговор.
Вернемся все-таки к многострадальным магнолиям, произрастающим в фасадной части пансионата «Приморье»: изученные растения имеют довольно угнетенное состояние и если сохранится существующая тенденция отношения органов власти к подобным растениям, то их судьба предрешена. После очередного ветра и падения пары ветвей, почувствовав угрозу, будет дана команда местному коммунхозу на их варварскую обрезку, которую выполнят «специалисты» с простой дороги. Подобные мероприятия, по нашему наблюдению, проводятся совершенно примитивным способом – без изоляции обрезанных стволов и ветвей специальными средствами, предотвращающими проникновение вредителей и болезней в пораженные места. Подобная практика приводит к еще более скорой неизбежной гибели растения. После чего деревья спиливают, избавившись от проблемы.
Для написания данной статьи нас побудил конкретный случай: на фоне огромного количества проблем в сфере озеленения городов и населенных пунктов, а также сохранения и бережного отношения к зеленым растениям, начинает пробуждаться неравнодушие граждан, обращающих внимание на подобные проблемы, направляющих свои обращения в органы власти и владельцам бизнеса, на территории которого произрастают растения, выражая свою тревогу и озабоченность. Все чаще стали «звучать голоса» разумных людей, которые надеются, что мнение общественности при принятии решений в области экологических проблем Краснодарского края все чаще принимается во внимание. Владельцы бизнеса, нанимая нашу компанию для проведения исследований, предполагали получить объективную картину происходящего и мы, прилагая свои возможности и опыт сотрудников нашей организации подготовили заключение, которое кому-то покажется не прагматичным (легче было пойти по пути их «спасения» силами местного коммунхоза), но в данном конкретном случае при проявлении доброй воли и должной настойчивости органом власти муниципального образования, а также используя технические и материальные возможности владельцев бизнеса, возможно провести работы по сохранению редких, для города-курорта Геленджик, видов растений, таких как Магнолия крупноцветковая, представляющих собой дендрологическую ценность, а также являющихся объектом создания прибрежного рекреационного ландшафта и соответствующего культурного и курортного наследия города.
Данный конкретный случай мог бы показать общественности и владельцам курортного бизнеса правильное отношение к сохранению зеленых насаждений. Пересадка крупных взрослых деревьев в иную локацию города Геленджика с наиболее подходящими условиями произрастания и продления жизни таких экземпляров технически возможно (на примере посадки растений в Парке Галицкого) и создало бы прецедент, дающий еще одну возможность в отношении ценных дендрологических объектов, кроме беспощадного кронирования и спиливания под корень деревьев. Да, данная процедура не банальна с точки зрения ее выполнения и финансово затратная, но когда-нибудь должны наступить времена осознания того факта, что отношение к значимым объектам растительного мира должно быть не менее трепетным, чем отношение к жизни живого человека!
Очень надеемся на взвешенные решения: нахождения разумного компромисса между общественным мнением по данному вопросу и формализмом исполнения законов мэрией г. Геленджик, а также смелостью в части финансовых вложений инвестором!