Коллеги и читатели, я обещаю рассказать, что означает понятие "пресуппозиция значения слова". Но вначале предлагаю "размяться" - решить простенькую арифметическую задачку. Впрочем, нет - алгебраическую, пожалуй. Для кого-то она окажется непростенькой... Вот это и дает повод поговорить о том, как знание определенных законов психолингвистики помогает авторам тестовых заданий в работе.
ЗАДАЧКА
"Моторная лодка движется по реке со скоростью 20 км/час и проходит расстояние в 30 км между пристанями А и Б за 2 часа. Какова скорость движения реки? - Напишите ответ в комментарии, пожалуйста."
Задачка эта вполне тестовая (короткое условие и короткий ответ), но с "подвохом". Причем таким, который обесценивается, если давать готовые правильные ответы. Поэтому данное ТЗ (тестовое задание) - это задание в формате "краткий свободный ответ".
Понимание некоторых психолингвистических механизмов (механизмов работы вербального интеллекта) помогает в создании неожиданных тестовых заданий, провоцирующих "когнитивные ошибки", то есть помогает раскрыть тайны той "творческой работы", которую проделывают авторы... И все равно остается множество возможностей именно для ТВОРЧЕСТВА (!).
Началась последняя неделя в работе нашей зимней школы "Конструирование тестов знаний". На этой неделе будет самое интересное - заслушивание и обсуждение устных докладов участников о том, как сработали по статистическим критериям их собственные задания. Записывайтесь, пожалуйста, на нашу летнюю ДПМШ (см. главный комментарий).
А ТЕПЕРЬ "РАЗБОР ПОЛЕТОВ"
Итак, что происходит при решении этой такой простой задачки? - Происходит, как минимум, задержка на вопрос о том, в каком же направлении течет река. Ведь выражение "плывет по реке" многие привычно понимают так как "плывет вниз по течению". Это и есть "пресуппозиция значения слова "по реке", то есть автоматическое стереотипное бессознательное предварительное сужение пространства (множества) возможностей. Как видим, один из наших участников даже вслух сформулировал тот самый вопрос: "Так по течению или против течения?".
Да, Вы скажите, что арифметика тут на уровне младшей школы и будете правы. Зато эта простота помогает понять простую суть. Ведь задержка в 10-15 секунд - это, возможно, минус одно очко - одна нерешенная простая задачка в тесте с ограничением общего времени на сеанс (!).
Почему же нам важно уяснить для себя "по течению или против"? - А потому что БОЛЬШИНСТВО решает такие задачки именно так, как их учили в начальной школе - на уровне арифметики, а не с помощью алгебры. А арифметика учит нас всегда вычитать из большего значение меньшее, ибо не знает, что такое ... "отрицательные числа" и, в частности, как это возможно - иметь "отрицательную скорость". А ведь скорость течения, когда лодка идет навстречу течению именно и превращается в отрицательную скорость (!). Вот это понимают и осознают уже вовсе не большинство.
Только меньшинство способно представить себе в уме обобщенную формулу, работающую ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ (без изначального ограничения на направление движения лодки).
Скорость лодки А ПЛЮС скорость реки X = ПУТЬ: ВРЕМЯ
В данном случае решая это простенькое уравнение путем переноса константы А=20 в правую часть, мы получаем ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ величину X = - 5, где минус и означает, что река течет навстречу.
Замечу, что пока никто не предложил такое решение, - и не написал ответ "минус пять". Все (почти все) пытаются переставить А и X таким образом. чтобы из большего значения вычесть меньшее и обязательно получить натуральное (положительное) число +5, то есть мыслят именно на уровне арифметики, а не на уровне алгебры.
элементарная всегда
По тем же причинам уравнение X*X=1 у многих получает только одно решение +1 вместо двух - +1 и -1.
Скрытое ограничение множества возможностей - это один из ГЛАВНЫХ источников когнитивных ошибок.
ПРО ДВУЗНАЧНУЮ ЛОГИКУ "ПОБЕДА ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ"
Некоторые читатели, будучи обладателями очень конкретного мышления, прочтут эту мою заметку без особого энтузиазма, так как подумают, что разговор идет только про арифметику и алгебру, или даже только... про "моторную лодку на реке" :)
А на самом деле когнитивная ошибка "бессознательное сужение множества возможностей" имеет ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ значение и проявляется в том числе в такой важной для всех нас в эти дни (уже годы) области как "война и мир". Что отличает радикалов? - Двузначная логика, допускающая только 2 возможных исхода войны - "победа" или "поражение". Когда приемлемым исходом оказывается только "победа" (торжествует некий "культ победы"), то ничья приравнивается к поражению, то есть ничья вообще перестает существовать в поле внимания - и в рассуждениях вслух, и даже в размышлениях про себя. А ведь ничья в случае затяжной изнурительной войны "на истощение сторон" - это как раз и есть самый практичный исход, который вполне надо допускать и рассматривать его практические контуры. Продолжение войны "до победного конца" на самом деле оказывается выгодным в этих условиях только третьим силам, которые при этом не теряют, а наращивают свой потенциал, подбрасывая в топку ровно столько дровишек, чтобы огонь горячей войны не угасал.