Найти в Дзене
Finexpo

Как правильно себя вести с коллекторами

Если банку не удалось самостоятельно добиться от заемщика возврата денег, то он передает дело коллекторскому агентству. Важно заранее узнать об особенностях общения с его сотрудниками.

Рассмотрим, как действуют взыскатели, каких правил они обязаны придерживаться и как правильно с ними разговаривать, чтобы не усугубить ситуацию.

Как правило, коллектор на том конце провода — студент, человек, устроившийся на подработку или просто несчастный человек.
Как правило, коллектор на том конце провода — студент, человек, устроившийся на подработку или просто несчастный человек.

Если коллекторы связались с вами по поводу задолженности, это означает, что банк или микрофинансовая организация продали им Ваш долг (§1 гл. 24 ГК РФ), заключив соглашение (гл. 52 ГК РФ) или договор поручения (гл. 49 ГК РФ). На данном основании взыскатели представляют интересы кредитной организации, которой вы должны.

Стоит отметить, что, в соответствии со ст. 382 ГК РФ, для этого не требуется согласие должника. Однако в соответствии с действующим законодательством кредитно-финансовая организация обязана проинформировать неплательщика о своем намерении в письменной форме.

Есть один интересный нюанс в ст. 386 ГК РФ. Должник имеет право возражать против требований агентства, которое теперь выступает в интересах первоначального учреждения. При этом само взыскание может осуществляться по суду или в досудебном порядке. Второй вариант наиболее благоприятный, причем для обеих сторон.

Коллекторы нацелены на оказание должнику помощи для выхода из сложившейся ситуации. Они могут предложить новый график платежей, учитывая финансовое состояние должника. Если долг образовался по уважительной причине, то возможно оформление реструктуризации или рассрочки по кредиту. Однако если неплательщик не захочет урегулировать проблему мирным путем, агентство подаст в суд. Далее взысканием займутся приставы.

В рамках досудебного решения вопроса взыскатели информируют заемщика о необходимости погашения задолженности. Они могут звонить ему, отправлять письма на электронную почту, отправлять сообщения в соцсетях и мессенджерах, а также встречаться с ним лично. Они стараются выяснить причину образования задолженности и узнать, когда должник сможет вернуть деньги.

Согласно ст. 96 ТК РФ коллекторы не могут связываться с должником в ночное время суток (с 22:00 до 06:00). Также они обязаны полностью представиться:

  • назвать фамилию;
  • название агентства;
  • контакты.

Если по вашей просьбе взыскатель это не сделает, то не следует продолжать разговор с ним. Если он предоставит все необходимые данные, стоит выслушать его претензию и узнать о документе, на основании которого он с вами связался.

Можно воспользоваться одним приемом при разговоре с коллектором, если долг к нему перешел по агентскому договору. В этом случае контора получает долг от банка или МФО со значительной скидкой, поэтому готова простить должнику часть суммы. Не стоит бояться взыскателя. Можно попробовать договориться с ним о частичном списании задолженности. Если он поведет себя агрессивно, следует обратиться в полицию.

Следующий этап взыскания — визит к неплательщику. Коллектор должен предъявить удостоверение личности и документ, подтверждающий право на взыскание долга. Важно помнить о том, что по закону Вы не обязаны впускать представителя агентства по взысканию на порог своего дома. Это право закреплено Конституцией РФ.

Если личное общение вызывает сильный стресс и ухудшение здоровья, то лучше обратиться к адвокатам
Если личное общение вызывает сильный стресс и ухудшение здоровья, то лучше обратиться к адвокатам

Желательно, чтобы при разговоре со взыскателем присутствовали свидетели. Также можно зафиксировать разговор на видео или записать на диктофон. В случае угроз со стороны коллектора у вас на руках будут доказательства неправомерности его действий. С ними можно обратиться в правоохранительные органы.

Некоторые сотрудники агентств по взысканию могут связываться с родственниками, коллегами и соседями должников. Подобные действия расцениваются как разглашение персональных данных (размера долга, сроке просрочки, названия банка/МФО и др.). Это запрещено в соответствии с законом «О персональных данных».

Если заемщик не отвечает на звонки коллекторов, то они могут передать дело в суд. В этом случае приставы могут арестовать имущество с целью дальнейшей реализации на аукционе в счет погашения задолженности.

Если коллектор не угрожает вам, не разглашает данные о вашем долге третьим лицам и не нарушает ваши права иными действиями, то стоит пойти ему навстречу. Стоит выслушать его предложения и постараться урегулировать долг мирным путем. Главное не скрываться от взыскателя. Это позволит подобрать конструктивное решение проблемы, которое будет выгодно обеим сторонам. Таким образом сохранить свою кредитную историю от темных пятен долгов.

Подписывайтесь на канал! Здесь мы простым языком объясняем изменения в законах РФ, как выгодно взять кредит и ипотеку, как вести себя с коллекторами и многое другое. Лайки и репосты приветствуются.