Продолжаю повествование о Сродниках Господних.
Еще двух членов Святого Семейства упоминают канонические евангелия, описывая, как после Воскресения Иисус явился двум Своим ученикам на римской дороге, соединявшей селение Еммаус и Иерусалим. Место, где стоял дом одного из них – Клеопы (там Христос преломил с ними хлеб), ныне отмечено Церковью Еммауса.
«В тот же день (первый день Воскресения) двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Еммаус» (Лк.24:13).Иосиф Флавий писал: в шестидесяти стадиях (около 11 км), двух-трех часах пешего пути в Иоппию Приморскую, прямо на запад от Иерусалима, располагалось селение Еммаус — «Веспасианова Колония», чем подтверждается историческая подлинность евангельского свидетельства.
Еммаус – на иврите «горячий источник». Местонахождение этого селения до сих пор вызывает большие споры. Евсевий Кесарийский и Иероним обозначают его в своих «Ономастиконах» (списках географических названий) как родной город Клеопы (Лк. 24:18), называвшийся в свое время Никополем. В «1-й книге Маккавеев» есть упоминание о Еммаусе, как о поселении, расположенном на равнине вблизи гор (ср. 1 Макк. 4:16–21). Согласно этому сообщению, Еммаус следует искать неподалеку от Гезера, отождествляя его с тем поселением, которое позднее стало называться Никополем, – современный Амвас. Однако расстояние от этого селения до Иерусалима более чем вдвое превышает то, что указано Лукой, и равняется 160 стадиям, т.е. около 31 км. Даже если учесть, что в отдельных списках Евангелия от Луки указано расстояние в 160 стадий, это никак не согласуется с тем, что путники, шедшие в Еммаус, вернувшись в Иерусалим, еще застали всех учеников Иисуса в сборе. Однако вариант со 160 стадиями нельзя исключить полностью. Когда ученики попросили Господа остаться с ними в Еммаусе (Лк. 24:29), было примерно 7 часов вечера. При свете полной луны (праздник Пасхи празднуется в 14-й день месяца нисан и всегда в полнолуние) они прошли путь от Еммауса до Иерусалима и прибыли туда после полуночи. Таким образом, не следует отказываться от варианта, основанного на древнем предании.
В качестве места, где находился Еммаус, исследователи предложили семь различных пунктов в окрестностях Иерусалима, отстоящих от него ровно на 60 стадий (11,5 км). Хотя при раскопках в Эль-Кубебе, расположенном северо-западнее Иерусалима и удаленном от него именно на такое расстояние, были обнаружены развалины церкви, это селение никогда не носило названия Еммаус; к тому же здесь нет источника. Самое древнее предание указывает на Еммаус-Никополь, находящийся в 23 км к западу от Иерусалима.
Дом Клеопы якобы был перестроен в базилику. Здесь поверх фундамента одной римской виллы действительно были обнаружены развалины византийской базилики, вероятно, V века. К тому же, располагавшиеся здесь купальни свидетельствуют о наличии горячих источников, которые были засыпаны в более позднее время. Расстояние в 160 стадий довольно точно соответствует протяженности наиболее оживленной римской дороги от Иерусалима через Беф-Орон в Еммаус-Никополь. Возможно, более поздний вариант прочтения, указывающий расстояние в 160 стадий, является сознательным исправлением, которое было сделано с учетом древних преданий о местонахождении этого поселения. Не исключено, что цифра 60 в самой древней рукописи стала результатом ошибки переписчика.
В любом случае, сейчас основным претендентом на роль места встречи Христа и двух учеников является Еммаус-Никополь.
В каноне эти двое были из числа Семидесяти. Один — Клеопа, брат Иосифа, нареченного отца Христа. Другой, неназванный, по одной очень древней легенде — Нафанаил из Каны Галилейской. Но тот принадлежал к Двенадцати, а те оставались в Святом Граде. Поэтому по другим, более точным сведениям, — это был сын Клеопы Симеон, двоюродный брат Спасителя, будущий епископ Иерусалима, распятый в дни Траяна мученик. Он и сообщил Луке, по преданию, в конце 50-х годов о том, что произошло по пути в Еммаус.
«И разговаривали между собою о всех сих событиях» (Лк.24:14). Легко можно представить и состояние путников, и содержание их разговора. После двух бессонных ночей сами они не ведали, спят на ходу или бодрствуют. Говорить способны лишь об одном: о терзающей разум тайне пустой могилы, о женской болтовне, будто Умерший — жив. Если так, где Он? Почему никто Его не видел? А если мертв, куда делось Тело? Кто Его унес? Кто-то из Дюжины, или римляне, или Иосиф Аримафейский, или садовник? И зачем забрали, и куда спрятали?
Вот слышат чей-то легкий полузнакомый шаг за собой; вот кто-то догоняет их, вот рядом идет. Судя по одежде — паломник, прибывший на Пасху. Судя по голубым, край плаща окаймляющим кисточкам — канафам, раввин или книжник. Лицо какое-то незапоминающееся — трудно вспомнить его, даже если когда-нибудь и видел.
«И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус приблизившись пошел с ними;
Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
Как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его;
А мы надеялись–было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…
Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании.
И приблизились к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее;
Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них.
И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
И, вставши, в тот же час, возвратились в Иерусалим…» (Лк.24:15-21; 25-33).
Продолжение – в следующей части. Пока же слушаем псалмы 1 и 2 на иврите.
«Зачем шумят народы и племена возвышают голос понапрасну? Земные цари собираются, и вельможи держат совет против Господа и помазанника Его: «Сбросим поводья и сорвем с себя сбрую!..» На небесах восседающий усмехается; Господь смеется над ними. Когда Он обращается к ним в гневе, приводит их в смятение яростью Своею: «Это Я возвел царя Моего на Сионе, святой горе Моей!» Обращусь к закону твердому — Господь сказал мне: «Ты сын Мой, с сегодняшнего дня Я буду родителем тебе! Проси у Меня, и Я отдам тебе уделы народов до самых краев земли. Сокруши их тростью железной, как сосуд ю глиняный, вдребезги разбей». Теперь же образумьтесь, цари, примите наставление, правители земные, служите Господу в страхе, молитесь, трепеща. Поставляйте урожай, чтобы не разгневался; чтобы не прийти к погибели, ибо стремительно разгорается гнев Его. Прославлены все, кто под защитой Его».
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3888/
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10