Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5. Глава 2.

Иуда Ахмара (Брат Господень). Открытые источники.
Иуда Ахмара (Брат Господень). Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Продолжаю повествование о Сродниках Господних.

Еще двух членов Святого Семейства упоминают канонические евангелия, описывая, как после Воскресения Иисус явился двум Своим ученикам на римской дороге, соединявшей селение Еммаус и Иерусалим. Место, где стоял дом одного из них – Клеопы (там Христос преломил с ними хлеб), ныне отмечено Церковью Еммауса.

Дорога Еммаус – Иерусалим. Открытые источники.
Дорога Еммаус – Иерусалим. Открытые источники.
Церковь в Еммаусе. Открытые источники.
Церковь в Еммаусе. Открытые источники.

«В тот же день (первый день Воскресения) двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Еммаус» (Лк.24:13).Иосиф Флавий писал: в шестидесяти стадиях (около 11 км), двух-трех часах пешего пути в Иоппию Приморскую, прямо на запад от Иерусалима, располагалось селение Еммаус — «Веспасианова Колония», чем подтверждается историческая подлинность евангельского свидетельства.

Еммаус – на иврите «горячий источник». Местонахождение этого селения до сих пор вызывает большие споры. Евсевий Кесарийский и Иероним обозначают его в своих «Ономастиконах» (списках географических названий) как родной город Клеопы (Лк. 24:18), называвшийся в свое время Никополем. В «1-й книге Маккавеев» есть упоминание о Еммаусе, как о поселении, расположенном на равнине вблизи гор (ср. 1 Макк. 4:16–21). Согласно этому сообщению, Еммаус следует искать неподалеку от Гезера, отождествляя его с тем поселением, которое позднее стало называться Никополем, – современный Амвас. Однако расстояние от этого селения до Иерусалима более чем вдвое превышает то, что указано Лукой, и равняется 160 стадиям, т.е. около 31 км. Даже если учесть, что в отдельных списках Евангелия от Луки указано расстояние в 160 стадий, это никак не согласуется с тем, что путники, шедшие в Еммаус, вернувшись в Иерусалим, еще застали всех учеников Иисуса в сборе. Однако вариант со 160 стадиями нельзя исключить полностью. Когда ученики попросили Господа остаться с ними в Еммаусе (Лк. 24:29), было примерно 7 часов вечера. При свете полной луны (праздник Пасхи празднуется в 14-й день месяца нисан и всегда в полнолуние) они прошли путь от Еммауса до Иерусалима и прибыли туда после полуночи. Таким образом, не следует отказываться от варианта, основанного на древнем предании.

В качестве места, где находился Еммаус, исследователи предложили семь различных пунктов в окрестностях Иерусалима, отстоящих от него ровно на 60 стадий (11,5 км). Хотя при раскопках в Эль-Кубебе, расположенном северо-западнее Иерусалима и удаленном от него именно на такое расстояние, были обнаружены развалины церкви, это селение никогда не носило названия Еммаус; к тому же здесь нет источника. Самое древнее предание указывает на Еммаус-Никополь, находящийся в 23 км к западу от Иерусалима.

Еммаус-Никополь. Открытые источники.
Еммаус-Никополь. Открытые источники.

Дом Клеопы якобы был перестроен в базилику. Здесь поверх фундамента одной римской виллы действительно были обнаружены развалины византийской базилики, вероятно, V века. К тому же, располагавшиеся здесь купальни свидетельствуют о наличии горячих источников, которые были засыпаны в более позднее время. Расстояние в 160 стадий довольно точно соответствует протяженности наиболее оживленной римской дороги от Иерусалима через Беф-Орон в Еммаус-Никополь. Возможно, более поздний вариант прочтения, указывающий расстояние в 160 стадий, является сознательным исправлением, которое было сделано с учетом древних преданий о местонахождении этого поселения. Не исключено, что цифра 60 в самой древней рукописи стала результатом ошибки переписчика.

В любом случае, сейчас основным претендентом на роль места встречи Христа и двух учеников является Еммаус-Никополь.

В каноне эти двое были из числа Семидесяти. Один — Клеопа, брат Иосифа, нареченного отца Христа. Другой, неназванный, по одной очень древней легенде — Нафанаил из Каны Галилейской. Но тот принадлежал к Двенадцати, а те оставались в Святом Граде. Поэтому по другим, более точным сведениям, — это был сын Клеопы Симеон, двоюродный брат Спасителя, будущий епископ Иерусалима, распятый в дни Траяна мученик. Он и сообщил Луке, по преданию, в конце 50-х годов о том, что произошло по пути в Еммаус.

Клеопа. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово и Метохия, Сербия. Открытые источники.
Клеопа. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово и Метохия, Сербия. Открытые источники.

«И разговаривали между собою о всех сих событиях» (Лк.24:14). Легко можно представить и состояние путников, и содержание их разговора. После двух бессонных ночей сами они не ведали, спят на ходу или бодрствуют. Говорить способны лишь об одном: о терзающей разум тайне пустой могилы, о женской болтовне, будто Умерший — жив. Если так, где Он? Почему никто Его не видел? А если мертв, куда делось Тело? Кто Его унес? Кто-то из Дюжины, или римляне, или Иосиф Аримафейский, или садовник? И зачем забрали, и куда спрятали?

Христос по дороге в Еммаус. Открытые источники.
Христос по дороге в Еммаус. Открытые источники.

Вот слышат чей-то легкий полузнакомый шаг за собой; вот кто-то догоняет их, вот рядом идет. Судя по одежде — паломник, прибывший на Пасху. Судя по голубым, край плаща окаймляющим кисточкам — канафам, раввин или книжник. Лицо какое-то незапоминающееся — трудно вспомнить его, даже если когда-нибудь и видел.

Канафи на краях плаща раввина. Открытые источники.
Канафи на краях плаща раввина. Открытые источники.

«И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус приблизившись пошел с ними;

Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

Как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его;

А мы надеялись–было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…

Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании.

И приблизились к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее;

Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них.

И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

И, вставши, в тот же час, возвратились в Иерусалим…» (Лк.24:15-21; 25-33).

Продолжение – в следующей части. Пока же слушаем псалмы 1 и 2 на иврите.

«Зачем шумят народы и племена возвышают голос понапрасну? Земные цари собираются, и вельможи держат совет против Господа и помазанника Его: «Сбросим поводья и сорвем с себя сбрую!..» На небесах восседающий усмехается; Господь смеется над ними. Когда Он обращается к ним в гневе, приводит их в смятение яростью Своею: «Это Я возвел царя Моего на Сионе, святой горе Моей!» Обращусь к закону твердому — Господь сказал мне: «Ты сын Мой, с сегодняшнего дня Я буду родителем тебе! Проси у Меня, и Я отдам тебе уделы народов до самых краев земли. Сокруши их тростью железной, как сосуд ю глиняный, вдребезги разбей». Теперь же образумьтесь, цари, примите наставление, правители земные, служите Господу в страхе, молитесь, трепеща. Поставляйте урожай, чтобы не разгневался; чтобы не прийти к погибели, ибо стремительно разгорается гнев Его. Прославлены все, кто под защитой Его».

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3888/

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Цикл Тайная Вечеря»