В 7 классе происходит знакомство с производными предлогами, а после ребятам придётся встретиться с ними на ОГЭ и ЕГЭ. Для некоторых эта тема особенно трудная: нет чёткого понимания назначения предлогов в речи, нет навыка нахождения производных предлогов в тексте, возникают трудности при написании ряда предлогов. Кому-то даже удаётся запомнить, что есть предлоги, с которыми связаны случаи постановки запятой. Вот только что это за предлоги?.. 🙃
Первое, с чего стоит начать, - это определение роли предлога в речи.
☀️ Предлог служит для связи СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (реже местоимения и числительного) с другими словами в словосочетании. ⤵️
▪︎Жизнь в лесу
▪︎Поговорить насчёт работы
▪︎Идти навстречу солнцу
▪︎Остановившись около дома
☀️ По происхождению предлоги делят на 2 группы: производные и непроизводные. ⤵️
Проще говоря, непроизводные предлоги всегда короткие, внешне ничем не похожие на известные самостоятельные части речи ( у, в, на, за, под, с, для, к, о, про, из-за, из-под... )
Производные же предлоги представлены словами, которые не всегда получается легко отличить от существительного, наречия и деепричастия, от которых они и образовались. В ряде случаев такие предлоги представляют трудность при написании. Их следует ЗАПОМНИТЬ.⤵️
☀️ Чтобы безошибочно определить, предлог ли перед нами, следует знать ⤵️
❗️предлог ВСЕГДА употребляется с существительным (реже с местоимением и числительным);
▪︎к дому, возле леса, кроме него, вместо нас
❗️иногда предлог может быть отделён от существительного другим словом (или словами)
▪︎ НА /ровном/ месте
▪︎В ТЕЧЕНИЕ /целого/ года
▪︎НАСЧЁТ /написанной нами/ работы;
❗️предлог ВСЕГДА можно употребить в падежном вопросе к существительному
▪︎ положить(НА ЧТО?) на стол
▪︎дорога (К ЧЕМУ?) к дому
▪︎справился (БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ?) благодаря помощи
❗️ часто предлоги взаимозаменяемы (поговорить насчёт работы - поговорить о работе; в силу сложностей - из-за сложностей);
❗️Производный предлог не может быть разделён на части другим словом, что отличает его от существительного
Сравним!
▪︎ Поговорим НАСЧЁТ работы. (производный предлог НАСЧЁТ)
▪︎ Положить деньги НА банковский СЧЁТ. (существительное СЧЁТ с непроизводным предлогом НА).
Несмотря на достаточную простоту алгоритма, работа с производными предлогами требует дополнительных знаний.
❗️Следует помнить о том, что производные предлоги, образованные от существительного, наречия и деепричастия, утратили их морфологические признаки (род, число, вид...) и лексическое значение.
Сравним! ⤵️
▪︎ Положить деньги на счёт в банке. (Есть некий счёт. На него следует положить деньги. Это существительное м.р., в форме ед.ч., В.п. ...)
▪︎ Поговорим насчёт работы. (Разговор будет о работе. Разумеется, ни о каком счёте речь не идёт. Утрачено лексическое значение и морфологические признаки существительного. Выделенное слово участвует в вопросе к существительному: поговорим НАСЧЁТ ЧЕГО? - НАСЧЁТ РАБОТЫ; заменяется предлогом О)
_________________
▪︎Ходил вокруг да около. (Ходил КАК? ГДЕ?; слова отвечают на поставленные вопросы и обладают значением образа действия/места; это наречия в составе фразеологизма).
▪︎ Ходит вокруг ДОМА. (ВОКРУГ ЧЕГО? ВОКРУГ дома --> слово участвует в вопросе к существительному, к которому относится; самостоятельным лексическим значением не обладает, сливаясь с существительным; это предлог)
_________________
С некоторыми производными предлогами связаны пунктуационные правила.
▪︎ Предлог НЕСМОТРЯ НА (НЕВЗИРАЯ НА) образует обособленное обстоятельство с уступительным значением. Запятые ставятся всегда!
НЕСМОТРЯ НА плохую погоду, мы отлично погуляли. Мы, НЕСМОТРЯ НА дождь, не промокли.
▪︎ Обычно обособляются обороты с предлогами ВКЛЮЧАЯ, ИСКЛЮЧАЯ, ИСХОДЯ ИЗ, НАЧИНАЯ С, СМОТРЯ ПО, СУДЯ ПО, а также ограничительно-выделительные обороты с предлогами ВОПРЕКИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, КРОМЕ, НЕЗАВИСИМО ОТ, ПОМИМО.
Все, КРОМЕ нас, остались в лагере.
СУДЯ по ответам, материал усвоен недостаточно хорошо.
▪︎Обычно НЕ обособляются обороты с предлогами СПУСТЯ, ВМЕСТО, В ОТВЕТ НА, В РЕЗУЛЬТАТЕ, ВРОДЕ, ЗА СЧЁТ, НАПОДОБИЕ, НАПРОТИВ, ПО ПОВОДУ.
СПУСТЯ годы ничего не изменилось.
▪︎В ряде случаев следует говорить о факультативности обособления оборота с производным предлогом (на усмотрение пишущего/ в зависимости от распространённости оборота или порядка слов в предложении...).
▪︎Если оборот с производным предлогом располагается МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ, то его следует ОБОСОБЛЯТЬ.
Корабль, НА СЛУЧАЙ тревоги, был готов к отплытию.
_________________
Употребление предлогов связано с тем или иным падежом. Производные предлоги употребляются только с одним падежом, а непроизводные могут использоваться в разных падежах. Связь предлога с падежами позволит избежать грамматических ошибок в речи.
________________
Попробуйте найти среди предложенных вариантов словосочетания с производными предлогами. Вспомните, чем производные предлоги отличаются от существительного, наречия и деепричастия, от которых они образовались. Проверьте написание самостоятельных частей речи правилами. Проверьте написание производных предлогов по таблице.