Найти тему
ORDA

Россия и Центральная Азия – как меняются отношения и элиты

Российский политолог Аркадий Дубнов дал интервью аналитической сети Центральной Азии (КААН). Эксперт рассуждает о том, как изменились региональные элиты, режимы и их отношения с Москвой за 30 лет с момента распада Советского Союза

Фото caa-network.org
Фото caa-network.org

Независимый политолог считает, что в регионе сложились устойчивые патрон-клиентские отношения. Это терминология идёт из Древнего Рима, где богатых и влиятельных называли – патронами, а их приближённых, зависимых от них, но в то же время тоже влиятельных личностей – клиентами. Следует добавить, что в наших центральноазиатских реалиях эти отношения часто происходят внутри семьи или клана, то есть между родственниками.

За 30 лет во всех странах ЦА, кроме Таджикистана, сменилась власть. Тем не менее говорить о свободе личности, слова в регионе преждевременно. По мнению Дубнова, на то есть несколько причин.

Политолог напоминает, что сейчас продолжается процесс распада Советской империи. При этом государства ЦА, в отличие от республик Балтии, не боролись на независимость, а получили её «на блюдечке с золотой каёмочкой». Назарбаев, по мнению Дубнова, до последнего тянул с подписанием декларации о независимости, поскольку надеялся получить пост главы правительства СССР, который ему предлагал Горбачёв.

«Пора уже прекращать строить какие-то иллюзии, что центральноазиатские республики могли ожидать, или продвинутая образованная часть их населения, интеллигенция, креативный класс, как принято говорить, могла рассчитывать, что развитие этих республик пойдет по какому-то демократическому пути. А с чего бы это?! Не было практически нигде никаких предпосылок для движения по такому пути», – говорит Дубнов.

В Казахстане было молодёжное движение, которое в 1986 году выступило против назначения Геннадия Колбина на пост главы республики, но у молодежи не было желания ни получить власть, ни управлять страной. Власть в Казахстане перешла от председателя Назарбаева к Назарбаеву президенту.

В Таджикистане была кровавая гражданская война, между «условно исламо-демократической оппозицией, и постсоветским Народным фронтом, который, естественно, поддерживался Россией». В результате страну возглавил Эмомали Рахмон, который правит с 1994 года до сих пор.

«Больше всего повезло Кыргызстану. Уже за год до этого, до распада, у власти оказался абсолютно непартийный руководитель Аскар Акаев, бывший президент Академии наук, который был десантирован во Фрунзе, теперь Бишкек, Горбачёвым. Обратите внимание, ни один из других руководителей стран ЦА не был напрямую спущен или назначен из Москвы. Там либо остались старые, либо они были плоть от плоти бывших номенклатурных представителей старой коммунистической иерархии», – считает независимый политолог.

Феодальное государство средневекового типа в итоге сложилось в Туркменистане. Где, даже несмотря на смену лидеров, строй остается очень жёстким, подавляющим любую критику и инакомыслие, а также блокируются соцсети. Существует это государство только благодаря огромным запасам природных ресурсов, газа в первую очередь.

Дубнов считает, что значительные изменения могут произойти только с приходом нового поколения к власти, которые не было крепко связано с Москвой и Советским Союзом.

Какие сейчас главные характеристики элит в Центральной Азии? Об этом эксперт рассказывает здесь.

Россия и Центральная Азия – как меняются отношения и элиты - Информационно-аналитический портал Orda.kz