Что у нас на пульте? Да, так...Пустячок!

Есть в Куньмине оркестр "имени Не Эра" (Не Эр - автор музыки гимна КНР, уроженец Куньмина). Чтобы концерт заканчивался на весёлой ноте и слушатели долго аплодировали музыкантам, придумали они свои выступления завершать бравурным Канканом Жака Оффенбаха из его оперетты "Орфей в аду".

Идея "конкурентов" работает, надо отметить!

Чтобы исполнить это произведение весело и ярко, даже напрягаться не нужно: текст простой, на страничку, размер 2/4, темп удобный, мотивчик запоминается быстро, даже в ноты смотреть не надо. Композитор создал шедевр, который "сам работает".

В нашем же оркестре, в Kunming International Philharmonic, идею конкурентов переняли, но для "визитной карточки" выбрали произведение посложнее, хоть и название у него пустяшное, и публике, если возникнет желание, придётся в очень быстром темпе хлопать в ладоши.

Теперь в наши рабочие нотные папки библиотекарь часто подкладывает "Фиддл-Фаддл" (Fiddle-Faddle) или "Пустячок" Лероя Андерсона.

Есть в Куньмине оркестр "имени Не Эра" (Не Эр - автор музыки гимна КНР, уроженец Куньмина).

Эта очаровательная пьеса легко воспринимается слушателями, бодрит и веселит исполнителей. И даже дирижёру даёт возможность снять напряжение и расслабиться.

В общем, подходит для своей особой роли в качестве "изюминки" наших многих концертных программ с лёгкой музыкой (для завершения "партийных", симфонических, серьёзных концертов "Фиддл-Фаддл", конечно же, не годится))

Часто эту пьесу называют "Пустячок". В восточном полушарии просто "срабатывает" перевод: Fiddle-Faddle означает "пустяк", "чушь", "бестолковая суета". Всё логично!

Есть ещё одна, параллельная, версия названия: так в Америке иногда говорят о...скрипке. О такой, на которой наяривает какой-нибудь житель Техаса))

И в этой пьесе, как раз, самая виртуозная, сложная, основная, забойная партия у скрипачей, что тоже логично! Пока остальные музыканты, шутя наигрывают свои мотивчики, скрипачи показывают чудеса виртуозности. Ну, судьба у них такая!))

Пьеса "Фиддл-Фаддл" американского композитора Лероя Андерсона относится к "лёгкой классике". Её форма - классическая: песня и трио; смысл - непринуждённость и веселье; основа - простая детская песенка "Три слепых мышонка"; состав инструментов - любой: есть варианты для симфонического оркестра, есть для струнного, есть для фортепианного дуэта и другие переложения; особые приёмы в исполнении - музыканты поют мотив среднего раздела; судьба произведения - счастливая; любовь публики - безмерная.

С 1947 года популярность этой пьесы не проходит. Началась она в Америке со звучания в различных радиопередачах, с исполнения многими оркестрами, и не только "попсовыми" (как Boston Pops Orchestra). Серьёзные западные филармонии с середины прошлого века тоже стали хотеть "чего-то этакого". "Пустячок" Андерсена стал появляться и в их концертных программах.

Где-то с начала 90-х (или с конца 80-х гг.) пьеска "Фиддл-Фаддл" стала известна и у нас. Уверена, что сегодня в библиотеке любого оркестра такие ноты имеются, и это произведение исполняют во всём мире.

Я тоже знаю эту вещь с детства: в школьном оркестре играли. Тогда в нашем репертуаре были ещё и другие пьесы Лероя Андерсона. Но "Пустячок", конечно, всегда была самая яркая из них!

То, что все эти оригинальные оркестровые миниатюры Андерсона любимы и музыкантами, и публикой - очевидный факт!

Удивляет другое: как мог сочинить все эти весёлые жизнерадостные композиции человек, который не любил шумные компании, был замкнутым и необщительным?

Музыкальная биография Лероя Андерсона начиналась в идеальных условиях: родился в семье музыкантов; заниматься музыкой начал с пяти лет; музыкальное образование получил в университете Гарварда; играл на органе, мандолине, тромбоне, трубе, аккордеоне; дирижировал университетским хором, симфоническим оркестром; знал 10 языков; сочинял музыку к мюзиклам.

Лерой Андерсон (1908-1975)
Лерой Андерсон (1908-1975)

В 1938 году в его первой оркестровой пьесе Jazz Pizzicato оформился "фирменный" стиль: миниатюрная композиция, чёткая форма, лёгкость восприятия, синкопированные ритмы, какая-нибудь "фишка" (в данном случае - вся пьеса исполняется "без смычков"). В следующих произведениях он придумает настоящие приколы: например, сочинит партию для часов, наждачки, пишущей машинки, свистка...

У Андерсона много "оригинальностей" не только в произведениях, но и в жизни. А как иначе воспринимать тот факт, что в 1943 году он получил ещё и военное образование? Работал в Пентагоне, был начальником Департамента военной разведки скандинавского региона. Во время Второй мировой был агентом контрразведки в Исландии, работал там переводчиком и цензором исландских газет и на радио. Эта карьера активно шла в гору, и Андерсону предложили должность военного атташе в Швеции.

Но он решился на оригинальный шаг: в пользу музыки отказался от стабильности и обеспеченности.

После войны популярность Андерсона, как композитора жанра лёгкой музыки, быстро росла. Серьёзные оркестры "становились в очередь" и расхватывали, как горячие пирожки, его новые произведения.

Оригинальные концертные оркестровые миниатюры Лероя Андерсона, что называется, "попали в струю" послевоенной американской жизни. Предполагалось, что настала пора "перековать мечи на орала и копья свои на серпы". Но...

Музыкальное классическое искусство - вроде бы дело серьёзное, но, как видно, не всегда! И, к счастью, не имеет границ между странами, несмотря на бесполезные санкции.

А в жизни всё может быть! И весёлый "Пустячок" в программе нашего концерта тоже))

Подписывайтесь на КАНАЛ

Смотрите видео с наших концертов, репетиций и гастролей