Многие родители, когда отдают ребенка в детский сад, одной из причин, зачем они это делают, называют то, что с детьми там будут заниматься. Но так ли это на самом деле? Занимаются ли с детьми в детском саду так, как нам хотелось бы? Давайте разберемся.
Начнём с того, какие занятия вообще есть. Как правило это лепка\аппликация, рисование, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, музыка, физкультура, ознакомление с окружающим. В некоторых садиках я видела еще вынесенные отдельно как занятия дидактические игры, сюжетные игры и чтение художественной литературы. Но мне кажется, что это все может быть частью тех, что я написала выше. Чтение книги - развитие речи, игра - ознакомление с окружающим и так далее.
Время каждого занятия четко регулируется санпинами. В раннем возрасте (1-3 года) продолжительность образовательной деятельности 6-8 минут. Это связано с психологическими особенностями возраста. В 2 года устойчивость произвольного внимания составляет как раз эти 6-8 минут.
Сейчас говорят и о 15 минутах, но ни один мой ребёнок в группе детского сада в 2 года такого показателя не мог достичь. Но вот в 5 лет, например, это уже 15-20 минут. В 7 лет 25-30 минут. Поэтому, чем старше группа, тем количество и продолжительность занятий увеличивается.
К подготовительной группе это уже 3 занятия по 25-30 минут. Много? Или мало?
Внимание можно переключать. Поэтому, если на занятиях в своей группе я хотела удерживать внимание как можно дольше я постоянно переключала детей с произвольного на непроизвольное. Ну, и обязательна смена деятельности. Если сначала ребенок считает примеры, а потом скачет и ржет как лошадка - занятие удастся))
Как организовывают занятия в детском саду
Итак, с видами и продолжительностью занятий в детском саду мы разобрались. Теперь перейдём к организации. Занятия в яслях должны проводиться подгруппами. Причем оставшихся детей в это время должен развлекать помощник воспитателя (это сейчас так няни зовутся). Но на деле выходит, что няня одна на две, а то и три группы и у нее просто нет возможности смотреть за детьми. И приходится воспитателю сажать 15 (в лучшем случае), а то и 25 двухлеток за столы и рисовать с ними морковки. Можете представить, что делается на таких занятиях?) Я могу, у меня такое было десять лет подряд. Хуже рисования в яслях только борщ на обед у них же 😬😂
Содержание занятий не придумывается «из головы». Все они заранее (чаще за месяц) прописаны в ежедневном планировании воспитателя и соответствуют календарно-тематическому плану!
В подросших группах все не так плохо, но часто воспитатели используют для занятий рабочие тетради и больше ничего. В моем саду такие были. 30 минут занятия- у детей на столах тетрадь и карандаш. Всё. Работаем, ребята, не отвлекаемся. Как тут не отвлечься, если бессмысленные закорючки писать надоело, а у соседки такие красивые хвостики, что рука сама к ним так и тянется)
Про музыку с физкультурой писать не буду много, потому что за них отвечают не воспитатели и музрук и инструктор. Но опять таки это всегда фронтальные( со всей группой одновременно) занятия. Успел- не успел, запомнил - не запомнил, нравится-не нравится - никто тебя не спрашивает.
Что-то здесь не очень оптимистично получилось, но следующую главу постараюсь сделать повеселее.
Итак, вам повезло с воспитателями и они организовывают классные интересные познавательные занятия. С применением электронных систем, со сменой деятельности, интересными заданиями, рабочими тетрадками.
Сможет ли родитель дома организовать такое ребенку, если тот не ходит в сад? Я вам скажу - Конечно! Было бы желание! Если заниматься с ребенком один на один дома, то на изучение какой-либо темы не нужно 30 минут занятия как в садике. Вам не надо успокаивать шкоду, разнимать драку за карандаши и помогать отстающим. Поэтому 1,5 часа занятий в старшей группе детского сада вы можете легко уложить в 45 минут дома!
Подвожу итог: если вы отдаете ребенка в садик ради занятий, то в первую очередь узнайте, как воспитатели их проводят. Потому что занятие занятию рознь.