Начинаем про акустические оформления, и первым на очереди у нас фриэйр (free air), или тот самый саб в полке.
Вопреки расхожему мнению, это не саб без оформления. Это именно в оформлении. И да, во фриэйре саб таки контролируется не только упругостью подвижки, но и воздухом тоже. Эксперименты с изменением тылового объема говорят об этом напрямую. Например, пара мешков картошки, кинутые в багажник, драматически меняли звук. Забавный способ настройки, не так ли?
Прежде всего надо внести ясность, какова главная задача акустического оформления. А это изоляция излучения тыльной стороны от излучения фронтальной стороны диффузора. Если это не сделать, то возникает эффект акустического короткого замыкания. То есть взаимного уничтожения волн, ведь эти излучения разнонаправленны, то есть расходятся по фазе на 180 градусов.
Есть ещё задача акустического усиления, но для ФЭ она стоит в последнюю очередь.
И так, мы поняли, что фришка это не что иное, как акустическое оформление. При этом идеальный ФЭ должен иметь размер больше, чем хотя бы 1/4 длины волны минимально излучаемой частоты. Допустим мы хотим 30 Гц, значит изолирующий щит должен иметь размеры хотя бы 2.86*2.86м.
Как вы понимаете, сделать такой щит даже в КАМАЗе невозможно. А размеры задней полки гораздо меньше, в среднем это 180*50см.
О чем это говорит?
О том, что по низам будет заметный спад. Как этого избежать? Сделать идеальную изоляцию тыльной части от фронтальной, то есть салона от багажника, иначе баса мы не добьемся. Но сделать это идеально мы не можем, все равно металл не идеально жёсткий и будет передавать тыловую волну вперёд, из багажника в салон. Сиденья почти акустически прозрачны. Но даже если мы сделаем идеальную изоляцию, зашьем багажник фанерой, то все равно получим АКЗ.
Как? Да через улицу!
Металл багажника и стекла прекрасно передадут тыловую волну в салон, и АКЗ мы все равно получим. Поэтому идея идеального ФЭ в машине является утопической.
А стоит оно вообще всех усилий? Столько гемора, и невозможно сделать...
Формально да, стоит, если вы хотите правильный, четкий и быстрый бас с широким диапазоном. ФЭ это фильтр 1 порядка со спадом вниз всего 6дб/Окт. (у ЗЯ это 12 дБ/Окт. А у ФИ аж 18). Но по факту мы имеем очень ранний спад с очень низкой отдачей. При этом, есть оформления с такими же звуковыми качествами, но не обладающими этими недостатками. У них есть свои, но об этом позже.
Но в целом, почему народ ставит ФЭ? Потому что нужен багажник, сзади бак, металлическая стенка и прочие трудности. Все понимаю, но если хочется сохранить хороший бас и объем багажника одновременно, то ваш выбор это либо ЗЯ в ящике типа стелс, или опять же ЗЯ в полке. Но об этом расскажу в следующих публикациях.
А узнать подробнее и научиться строить любые оформления вы можете на 28-м потоке тренинга сабостроителя, который начнется в апреле. Записывайтесь тут: https://caraudioschool.ru/ts28/early.php
Увидимся!