Всем привет, впереди весна, начало мотосезона, кто-то созревает к покупке мотоцикла впервые, кто-то решается поменять коня. Иногда, общаясь со своими друзьями мотоциклистами, я понимаю что в людях засел какой-то стереотип про мотоциклы марки Harley davidson, и люди их как то боятся что ли. Неизвестность немного пугает и мифы/стереотипы про ссущий маслом мотоцикл от которого все отваливается не дает покоя людям. Мои друзья знакомые, кто знает, что я давно в мототеме периодически обращаются, мол подскажи, расскажи какой мотоцикл купить. Ну так вот спустя три года владения мотоциклами марки ХД, я хотел бы оформить свои мысли и как то вместо тысячи раз рассказывания одного и того же, просто дать почитать свой опыт приобретения, эксплуатации и ремонта мотоциклов ХД. Фотографий будет минимально, думаю в основному будут мои мысли на этот счет. Что то более подробно всегда можно нагуглить, более детально изучить. Я хотел бы своим текстом просто дать некоторую оценку нашего моторынка, поделится мыслями и опытом, вдруг кому нибудь пригодится.
Покупка первого харлея. Все владельцы японских круизеров, где-то глубоко в душе хотят Харлей. Только некоторые могут себе в этом признаться, а некоторые нет). Я не стал исключением. Ну собственно ещё давно я поставил себе цель купить хд к 30 годам. И вот мне 29,5, за плечами Уралы и несколько японцев. (Возможно подробно как-нибудь напишу про свой мотоопыт, но если коротко, он был и были и ремонты и падения и обслуживания и самодельные какие-то конструкции, в общем не первый год плаваем) ну так вот осень 2019 год, я решил, что хочу хд. Во владении у меня на тот момент был Ямаха V max, крутой мопед, но для меня он оказался слишком крут, уж чего скрывать мотоциклом я пользовался в основном работа дом. Иногда катануть с друзьями 100-200км, очень редко сгонять куда-нибудь на фест. V max же провоцировал наваливать, дубасить ещё и номер у меня так висел, что камеры не видели. Избыточная мощность для моих целей заставляла одеваться как рыцарь, чтоб на нем куда-то выехать, потому что не было ощущения безопасности. Вот все какое-то сс..ка опасное на нем движение из точки А в точку Б. Ну так вот, денег у меня на руках осенью было 300 тысяч, по тем расценкам я мог себе купить целого спортстера или подбитую дайну или разбитую Электру.
Какой мотоцикл выбрать? Вот с этим вопросом я со своим багажом владения японской техникой опыта в мире хд я почти что обнулился. Огромное количество моделей, двигателей. Ничего не понятно, но хочется ХД.
Как выбирать? По цене? По внешнему виду? Не понятно. Полез на тематический форум про хд. Называется он harleyconv.ru. Отличный форум, сейчас возможно такой формат общения уже изжил себя, сейчас есть телеграмм каналы, в которых можно быстро спросить, быстро получить ответ. На форумах типо хд конвы один раз вопрос разжуют, а потом 200 раз ткнут новичка в поиск, мол разбирайся сам, ищи и не зае..вай уважаемых донов. Это я в своё время еще на oppozit.ru ещё проходил, да и на Steedoфоруме были такие же, но там было грамотно сделано, самые важные процедуры были оформлены в статьи и можно было быстро найти открыть почитать и вопросы отпадали сами собой. На самом деле, зайдя на технический форум особенно хорлеевский начинаешь немного подбздехивать, потому что у всех там что-то ломается, что-то приключается. Но оно и понятно, у тех у кого не ломается, на форумах не сидят, они просто катаются.
Ну я привык вообще читать глазами, как то лучше усвояемость что ли. Поэтому мне так проще. Сейчас ещё раз повторюсь есть телеграмм каналы, которыми я и сам пользуюсь типо Chat Harley Adept Club(https://t.me/joinchat/JM-tM0WLUqFzRnK_LrxziA), чат Харлей Эврибади Chat(https://t.me/harley_evribadi), это места, где люди общаются, делятся информацией, самый плюс это то что это в телефоне под рукой, можно тупить читать, скачать какую то информацию, можно вопросы задавать, большая целевая аудитория, кто-нибудь да ответит, люди с опытом, ну и нафиг не пошлют, помогут в любом случае.
Ну в общем штудируем харликонв. На харликонве я обратил внимание, что много проблем с электронникой, тогда я сделал для себя вывод номер 1: Мотоцикл должен быть крабовый, меньше электроники меньше ломается.
Механику починю, а с этими инжекторами чего делать не знаю, темный лес и все такое. Ну это на самом деле было заблуждение. Не нужно ничего боятся. Все по электронике продаётся чиниться делается, на хд есть самодиагностика, на разных годах и моделях по-разному процесс реализован, но на выходе, можно узнать код ошибки, по ошибке уже определить неисправность и тд, как на Авто. В общем я боялся в своё время, а зря. Миф про то что хд ломучее говно - это только миф, любая техника ломается, есть какие-то детские болячки, но все это лечится, и не важно хд, ямаха, хонда. Везде есть слабые места. Так что ерунда это все. Ну вот карб: Да карб это простецкий механизм, карб в стоке идёт японский обычный с мембраной. Один раз почистил настроил и все катаешься бед не знаешь. С другой стороны есть инжектор, с которым ты точно уверен, что кнопку нажал, мотоцикл завёлся, едет предсказуемо, жрет одинаково и тд. Да на карбе есть определенные своеобразные ощущения при езде. Например, после дождя сутра когда прохладно и влажно мотоцикл просто летит. Непередаваемый каеф, которого нет на инжекторе. Зато на трассе стоит притопить и расход идет вверх, может быть даже настолько, что бак высыхает раньше, чем ты предполагал(у меня такое разок было). Инжектор на хд в любую погоду одинаково по топливной карте едет в положенном ему режиме и все прогнозируемо.
И так начал с самой бюджетной модели: Sportster.
Просматривая объявы я разбираюсь во всех сортах шпротов и понимаю, что между шпротом и дайной особо уже по цене я вроде, как и к дайне приблизился. Это плюс минус те же деньги, но уже взрослый Хорлей с отдельной коробкой и гусятницей. Здесь я сделал для себя вывод номер 2: Хочу мотоцикл с биг твином.( это все хд кроме спортстеров, стрита и В Роуда по ним позже)
На самом деле это тоже неверное суждение считать Спортстер неполноценным байком, это не так. Это самодостаточный мотоцикл, который кучу лет выпускался. 1.2л едет он достаточно весело, лёгкий городской мотоцикл. По габаритам он меньше бигтвинов, эдакая ява или ижак от марки Harley Davidson. В обслуживании очень удобный. По посадке мотоциклы хд все подгоняются под водителя. Рули подножки сиденья платформы. Все что угодно, в любой бюджет, начиная кастом ателье, заканчивая али экспрессом, так что не надо париться насчёт размеров, как я там выгляжу со стороны и все такое (да вобще насрать, если сидеть удобно, денег есть только на спортягу берите и не парьтесь) Лучше спортяга, чем жирная драга четырёхсотка! Заметьте сейчас мы живем в такой период что Спортстер 1,2 может стоить дешевле драг стара 400!!! Озуеть конечно не могу до сих пор в это поверить. Скажи мне такое лет 10 назад, я бы сказал, что это полная чушь петровна.
Ок, с моделью более менее понятно. А какой мотор? В основном я бы выделил сейчас на рынке три категории: эво, 88 и 96+(96 и выше). Такие 96 моторы ставят с 6 ступенчатой кпп на более свежих моделях, сейчас рынок размыт и можно взять мотоцикл с таким мотором, но например с косметическими дефектами дешевле чем идеальный мотоцикл на 88, три года назад между 88 и 96 моторами была большая пропасть по ценнику) Все Биг Твины(моторы) имеют плюсы, минусы и в принципе не важно, можно брать любой. Про моторы можно глянуть на ютуб. Есть блогеры которые топят за эво (Канал Андрея Бэда. Харлей Эврибади https://www.youtube.com/user/MrForming). Основные плюсы это простота конструкции проверенная годами, потата, труевость и все такое, а есть те которые топят за твинкам (канал Михаила Ченчика https://www.youtube.com/channel/UCrHAY2y_DGA-CCDncXb184g) Основные плюсы: технологичность, относительная современность, более перспективная база для тюнинга, инжектор и все такое. Еще хотел бы обратить внимание на канал товарища Mr Chening-a (https://www.youtube.com/@MrChening). Этот блогер, я считаю сохраняет некоторый нейтралитет и никому ничего не навязывает, а просто освещает свой опыт владения эво Кингом, не занимая какую то позицию, как это делают предыдущие вышеуказанные товарищи - Эво против Твинкам, которые безусловно, несмотря на все свои недостатки, имеют положительное влияние на мотообщественность в плане освещения ХД тематики. (это сугубо мое мнение, местами есть перегибы у ребят, какие то крайности, надо с холодной головой смотреть)
Мой совет такой, если коротко. Если хотите хардкорный железный мотоцикл как у Терминатора или Мики Рурка, хотите чего то там мастерить, ковырять то берите эво. Если хотите мотоцикл семейства туринг (Electra glide, road king, road glide) ну то есть какой-то современности за эти бабки там комфорта, инжектор, круиз то берите твинкам, а там уже смотрите сами по бюджету по моделям уже по конкретным экземплярам. Конечно 96 мотор в паре с 6 ступенчатой коробкой на мотоцикле гораздо интереснее. Это прям современный мотоцикл, который хорошо едет, имеет запас мощности на обгонах и может ехать почти на холостых по трассе. На эво или 88 моторе например особенно на какой-нибудь электричке(Electra glide) с пассажиркой, набитыми кофрами(седельными сумками)120 идти так уже неприятно, такая вибрация обороты уже в районе 2,5-3,5 тыс оборотов, это высоковато, хочется врубить 6 передачу, а ее нет. Если выбирать технически вылизанный 88 мотоцикл и поцарапанный слегка приложенный 96 мотоцикл, я бы выбрал 96, потому что внешку сделать проще и дешевле, чем тюнинговать 88.
Ну в общем вернемся к моей истории. Все решил брать дайну на 88 моторе. Где покупать? Три года назад было три основных ресурса. Авто.ру. Там цены подороже, в основном европейская часть РФ. Авито, там есть некоторые предложения, которые на Авто ру нет. И Фарпост-это Дальневосточный портал, на нем в основном продавцы безпробежной техники с востока. Сейчас этот портал как то стух, можно туда даже не смотреть, я думаю это из-за того, что они стали брать деньги за повторное размещение объявления за каждый последующий месяц и все крупные продавцы хд мото оттуда ушли.
Ну вот смотрим Авто ру, смотрим авито. Самое время для покупки мотоцикла это осень. Вот даже если у вас на руках нет бабок, а есть например японец, которого вы надумали продать, то выгоднее взять кредит, купить мотоцикл осенью, а свой старый продать весной подороже чем хотите сейчас осенью и тогда вы даже не смотря на уплаченные банку проценты все равно останетесь в выигрыше. Все таки как не крути, а мотоциклы это сезонный продукт и цены на них весна/осень скачут.
Всех продавцов я бы разделил на несколько категорий: 1. Крупные поставщики мототехники такие например как: Projapan (https://projapan.ru или Максим Шаломай - он их посредник, но через него вроде как даже дешевле выходит https://vk.com/usamotorskem), Crashed Toys https://auto.ru/diler/motorcycle/used/motosalon_na_shishkina_vladivostok/, Андрей Бэд. https://vk.com/club184822654. Здесь вы можете повыбирать мотоциклы из наличия, что-то купить на заказ. На японских, американских аукционах купить именно тот байк, который хотите. Можно сэкономить при покупке через вышеуказанные компании, можно купить по рыночной цене, а можно и вовсе купить выше рынка. Все зависит от курса валют, логистических цепочек, какой то эксклюзивности вашего мотоцикла (редкие мотоциклы на аукционах и стоят дороже), состояния самого байка в конце концов.
Вторая категория это компании которые торгуют японскими мотаками и у них периодически стреляют ХД, я как раз в такой компании и купил, но об этом позже. Мотоцикл может быть во Владике в наличии, а может быть в пути с Японии. Для нас сибиряков это как то попроще, поближе попонятнее что ли. Плюс это то что вы покупаете не просто картинку, зачастую есть возможность завести мотоцикл, какие то детальные фото сделать итд. Был я во Владивостоке, конечно крутой город, пол города там вот как живут продажами автомобилей, запчастей итд. на большую землю. В том числе, есть люди, которые пользуясь своим географическим положением и имея например свободные денежные средства, покупают технику там и по приходу продают дороже. (свой второй ХД я у такого частного лица и купил, 2 года назад но это отдельная история, со своими плюшками и подводными камнями, как нибудь отдельно распишу).
Ну и третья категория это частные продавцы. Здесь есть как и плюсы. Можно купить как и ухоженный байк с минимальным пробегом, бывают люди купят мотак, но ездить не ездят, а только его обслуживвют - Покупают тюнинг, расходники, резину и тд. А можно и нарваться на ушатанный хлам, которому губы накрасят и продают. Но обычно если байк заводится, уверенно едет, ничего такого сверхкриминального не будет с ним. Так же есть люди, которые покупают мотоциклы с Копарта - американского аукциона страховых(разбитых, утопленных, конфискованных, угнанных) мотоциклов, покрасят починят и продают в объявлениях под видом купил для себя, но обстаятельства поменялись и все такое. Такие аппараты надо смотреть внимательно конечно по всей алгебре не получается купить разбитый байк и качественно восстановить его, чтоб он был в рыночной стоимости. Это его надо продавать по верху рынка как конфету или делать минимальную наценку, но тогда уже проще чем то другим заниматься, не знаю, чем морозить столько денежных средств, тратить время, чтоб заработать 50-100 тысяч, сомнительный бизнес.
Ну вобщем для себя я сдеалал выбор - купить у Крашед тойз мотоцикл в состоянии чуть подбитая дайна в пути из США, как раз с доставкой в мой бюджет выходило. В процессе общения с менеджерами, как то не очень диалог у нас состоялся, было такое ощущение, что не я им деньги несу, а они мне одолжение делают, что продают байк. В тот момент мне это показалось вопиющим каким то неуважением, ну тперь то я знаю. Надо смирится, большинство таких продавцов и есть, клиентоориентированность отсутствует, это особенность нашего рынка и никуда от нее не деться. Хочешь сэкономить - настривай свою нервную систему. Хочешь спокойно купать байк - иди в салон, где в основном такие же бывшие подбитые байки, но уже сделанные стоят по верху рынка. И покупай по сути тоже самое, но дороже. Плюс этой комбинации - вот деньги, вот мотоцикл. Все. быстро и прозрачно.
Хотел бы отдельно выделить категорию мастерских в вашем городе, у нас например это Филипп моторс. Мастерские в основном работают с крупными поставщиками мототехники и могут привезти байк с азии, европы или США, да они берут небольшую комиссию за свою работу по пробретению байка, но зато они и отвечают за технику, которую продают. это не просто продавцы картинок из интерента. здесь пришел купил, отдал деньги, забрал байк, если есть кие то сопли по обслуживанию можно сразу все сделать, подготовить байк к сезону, в итоге вы получаете ездовой байк с доками, технически исправный. Один на один со своими проблемами вы точно не остнетесь. И весь геморрой по приобретнию, по логистике, оплате, документам парни берут на себя. Это прям большой плюс, экономия нервов времени ощутимая, потому что у нас в стране все автоматически не делается, всегда нужно звонить, напоминать и тд. (это я вам точно скажу, и по жизне и по работе и в том числе с удаленной опкупкой мотоциклов) По мне это кажется самый оптимальный способ приобретения мотоциклов, если вы не особо разбираетесь в технике, в этом бизнесе люди работают на авторитете, репутации и никто ее терять не хочет, никто обманывать вас не будет. Это конкретные люди из вашего города, которые живут у вас возможно на соседней улице, которым можно придти и все в глаза высказать. А не какой то дядька на другом конце страны, который тебя в бан отправил и все давай досвиданья.
В общем с крашед тойз не договорились.
Ладно, че ищем дальше. Пока я искал байк, я подписался в приложениях, на уведомления, о новых объявлениях. И как то раз приходит уведомление:
Electra Glide на эво моторе, только выигранная на аукционе, соответственно самый низ рынка, у компании Мотолайф.https://motolife.ru/ эта компания вобще торгует таскает японские байки с Японии. А тут нифига себе ХД. Цену они походу поставили от балды, самый низ рынка, причем дешеве даже чем разбитые от Крашед тойз, я им сразу позвонил. Во владик надо звонить. Все эти переписки это все шляпа. Хорошие варианты там как горячие пирожки. Десятки компаний, продавцов просто ловят такие варики и продают у себя в городе потом по цене выше. Ну все, че написал попросил сбросить более подробные фото видео, игонор, позвонил, недозвонился, позвонил еще пару раз, да все ок, менеджеры вежливые все дела. Опять игнор, позвонил напомнил, да все ок - прислали видео фото. ну Конечно мотак весь намыли, протерли от маслянных подтеков. Короче конфета. Я вобще не смотрел в сторону электры, но так че то с братаном посовещался, а почему бы и нет. Все уже есть и ветряк и чемоданы. Лопух передний смущал конечно, но мотор как я мыслил в тот момент в силу небольших познаний ХД мира: эво - типо проще, надежнее твинкама, карб ну и все такое. Низ рынка, типо если не понравится всегда можно продать, вернуть свои бабки и взять что то другое. Все решил купить.
Попросил договор, проверил, указал ошибки, скинул, исправили, отправили обратоно, пару раз позвонил напомнил, с горем пополам подписал отправил. Пару раз позвонил попросил платежное поручение, все ок. Опалатил частями со своей банковской карты( там суточный лимит был раньше тысяч 200 вроде, сейчас по моему такие лимиты больше стали) Отправил чеки спросил подтверждение, пару писем, в ответ игнор. Позвонил узнал, дошли деньги или нет, ок, зашибись бабки пришли, прошу письменно подтвердить, ок отписались подтвердили, все наконец то. Да вот так это делается, а теперь представим, что я работаю на руководящей должности, а разница с влпдиком 4 часа. У меня утро, на работе жопа, телефон не умолкает, а тут надо еще этот бросок кобры с мотаком сделать. Да так и есть, никто ждать не будет, только так это делается, потому что хорошие варики вот так быстро уходят. И продавец не очень то торпится, потому что не купишь ты, купит другой.
Ну все че, ждем объявленного срока прихода мотоцикла. Срок пришел, а мотоцикл еще нет, бля ну ждем еще. А потом еще, потом начинаем звонить интерсоваться ,все ли по плану? нет нифига не поплану, таможня очередь позвоните через неделю. ок ладно. Через неделю опять, потом еще. потом ЕЕЕ. Мотоцикл на базе, пакуем отправляем. Потом оказывается, что очередь на упаковку отправку. Потом оказывается, что уже следующий контейнер приехал и они его уже отправляют. Бля а как же моя электра! Ну и с этого момента начинаем звонить каждый день и е..ать мозги эти не очень то приветливым и вежливым менеджерам(бабки то ты уже отдал, все ты им болше не интересен, им интересен, тот кто еще неотдал) и только тогда твой байк начинают готовить к отправке. Оказалось, когда его везли с Япы, что бы впихнуть в контейнер с него сняли бэтвинг. чтоб вторым рядом поставить ряд мотаков. А так как этот мотоцикл не осбо видать в этой компании распространенный, к нему тупо не хотели подходить, ввиду отстутствия опыта и знания. Ну вот методом чуть ли не ежедневного стимулирования, процесс с мертвой точки сдвинулся. Мотоцикл поехал. Транспортной компанией, автовозом. Попали на новогодние праздники но байк наконец то доехал до Омска, постоял там на складе почти 2 недели. И после праздников я его наконец то забрал. Не могу рекомендовать или ругать эту компанию, она обычная, они все так работают. Мотоцикл до вас доедет, но все будет не так сладко ,как вам обещают. Менеджера того уже уволили ,может сделали выводы, может совпадение ,но из поля зрения он пропал. С доками все было четко и прозрачно в итоге полный комплект, таможня, экземпляр договора, бумажный птс. это прям им плюс в копилку. Долгая доставка, ведь дотсавка до нового года для меня было приоритетом, я это обозначал ,мы то проговаривали с менеджером, потому что я планировал на новогодние праздники заниматься мотоциклом, потому что загруженность была большая на рработе, в итоге я выехал поздно в мае, потому что время было упущено и потом некогда было с ним возится, в основном к сезону байк готовил мой брат, который работает в мотосервисе.
Почему я выбрал такой способ приобритения байка? Во первых я хотел все контролировать, ну что же хотел-получил, со всеми вытекающими. Во вторых хотел сэкономить. Сэкономил, но это такое себе конечно экономишь деньги, расходуешь нервы/время. Где покупать и как сэкономить? Это все нужно рассматривать в комплексе. Что покупать, когда покупать, какие варианты интереснее, это все индивидуально. Можете писать комментарии, в личку, задавать вопросы, отвечу, может чего то посоветую. Уж в плане электричек так это точно.
В общем это экспериментальная статья своего опыта. если интересно, буду продолжать, могу рассказать о своем опыте эксплуатации этого байка, а так же покупки и восстановления мотоциклов со Страховых аукционов, забегая вперед, могу сказать, что, покатавшись на эво электре, я купил потом себе еще 2шт), настолько мне понравился этот мопед, так же прошу подписываться, чтобы понять, что эта тема интересна. и вообще кто то это читает)
Мне, как владельцу пока, что малопонятной на мой взгляд простому мотообывателю ХД тематики просто интересно делится своим опытом, развеивать мифы про ссущие маслом, поливающие болтами дорогу мотоциклы с неправильной резьбой и все такое).
Всем спасибо кто дочитал до конца. Продолжение следует...
P.S. Как выбрать себе электричку можно прочитать тут: https://dzen.ru/a/ZAXfzY1xcQ75Koag